КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 04.12.2017
22:36  В Узбекистане будут созданы многофункциональные миграционные центры
19:55  Йеменские хуситы прикончили своего неверного союзника - экс-президента страны Салеха
18:40  Кыргызстану фатально не везет с руководством, - К.Сариев
18:34  В Узбекистане скончался бывший политзаключенный Мурад Джураев
16:30  Еркин Онгарбаев возглавил Комитет по делам религий Казахстана
13:29  Олимпиада-2018: Россия, если отстранят от Игр, отберет у МОК миллиарды
13:27  Совет по СМИ Таджикистана возглавила Шахло Акобирова

13:21  Без зарплаты и женщин: что происходит с сумо в Японии, - Ребекка Силз
13:19  Китай, США, Россия: новая тихоокеанская битва, - Аугусто Самора
13:17  Новая дипломатия – ракеты, - Сернур Яссыкая
13:10  Через 37 лет простоя заработали двигатели улетевшего из нашей Галактики "Вояджера-1"
13:07  Как арабист Примаков научил Путина играть на Ближнем Востоке, - CedarNews
10:07  Вышла новая книга Э.Лимонова "Седого графа сын побочный" и готовится к выходу еще одна - "Монголия"
10:01  Китай и "восточные варвары", - А.Аганин
09:52  Трамп заложил первый камень в фундамент нового Интернационала, - К.Бенедиктов
09:43  Турция готовит бросок на Африн: Курдов Сирии ожидают большие испытания
09:35  За призыв к двоеженству экс-муфтия Кыргызстана Чубака Жалилова не выпустили из страны
09:22  Почему победы России над Турцией имели ничтожный результат?
09:17  Президент Мирзиеев поручил создать в Узбекистане коммерческую авиацию
09:09  Скончался от рака отличный казахстанский журналист Геннадий Бендицкий. Соболезнуем
09:03  Медведев сдал шанхайский пост. В ШОС хотят принять Иран и совсем не хотят - Афганистан
08:56  Граница открылась. Смена лидера примирила Астану и Бишкек, - "Къ"
08:17  Сегодня стартует избирательная кампания по выборам депутатов Меджлиса Туркмении шестого созыва
08:00  "Автономисты" уверенно побеждают на выборах в пока еще французской Корсике
07:52  Марат Мураталиев возглавил Таласскую область Киргизии
07:50  Мусульман в Европе к 2050 году станет в три раза больше
07:45  Вашингтон намерен перекрыть "Турецкий поток", - А.Башкатова
07:09  Лимонов: Крутой парень Ын и его ракеты
00:56  "Знамя нашей судьбы!". В Алматы заключенные посвятили песню Назарбаеву (видео)
00:52  Биткоин: Кто останется в дураках? - Лан Цзяньпин
00:49  Громкий госпроект "Цифровой Казахстан" - мертворожденное дитя?
00:37  Парламенту Ливии пришлась по душе "дорожная карта" ООН, - Р.Мустафин
00:25  "Дело Зарраба" грозит утопить Эрдогана и правящую партию Турции
00:20  Шохрат Амангелдиев стал хякимом Ахалского, Довран Аннабердиев - Марыйского велоятов Туркменистана
00:17  ОПЕК и Россия: плечом к плечу, - Кристофер Юнгстедт
00:04  Римейк Али Хамраева. Пересматривая и вспоминая советское "басмач"-кино, - Б.Махмудзод
Воскресенье, 03.12.2017
17:02  На афгано-таджикской границе в бою с контрабандистами погиб полковник МО РТ Х.Ахтамов
12:36  Я отправил к Бандере "Мариупольского бога" и "Деда", - сербский антиснайпер из ДНР Деян Берич
11:39  "Над нами навис перенаселенный Китай". Кто убивает русскую деревню
11:28  Назначен новый глава госконцерна "Туркменгаз" - Мырат Арчаев
11:16  По Киеву топает марш "За народный импичмент"!
11:04  Путин и Трамп оказались на пороге корейского ракетно-олимпийского кризиса, - П.Акопов
10:55  Туалетная революция в Китае, - Frankfurter Allgemeine Zeitung
07:47  "Золотой" заложник США может раскрыть тайны Эрдогана, - "НГ"
Суббота, 02.12.2017
17:49  Ганя+Важа... VIP-свадьба в Ташкенте
11:48  ОПЕК: конец картеля и будущее "стран-бензоколонок", - М.Смотряев
11:40  Как далеко простирается взаимопонимание России, Турции и Ирана по Сирии? - Муса Нафиа
10:29  В здании УМВД Таджикистана в Курган-Тюбе прогремел взрыв. Есть погибшие
09:20  Рашагейт: Раскаявшийся Флинн топит Трампа, - ABC News
09:15  УкрВойска понесли серьезные потери и отступили из недавно захваченных поселков ДНР - Травневое и Гладосово
09:04  Судьба Палестины. Арабо-израильское противостояние продлится еще очень долго, - А.Храмчихин
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Римейк Али Хамраева. Пересматривая и вспоминая советское "басмач"-кино, - Б.Махмудзод
00:04 04.12.2017

Для того чтобы понимать наиболее адекватно и приближенно что значит кинематограф советского времени, надо представить знойный южный город, где кино смотрят в летних кинотеатрах с мая месяца до самого ноября включительно. Получается целых полгода. Экономия для кинопрокатчиков значительная. Во-первых, летние кинотеатры не нужно мыть и убирать, они были даже заросшие травой. В лучшем случае асфальтированный пол обрызгивали водой и наскоро подметали. Во-вторых, можно было крутить по второму и даже по третьему сеансу один и тот же фильм, увеличивая выручку. В бухгалтерских отчетах, конечно, проставляли один вечерний сеанс, как и положено самый поздний. Люди под впечатлением художественных произведений пересказывали друг другу сюжеты просмотренных фильмов. Были даже страстные киноманы фанаты, хвастающие тем, что они смотрели все фильмы проката и в доказательство своего всезнайства они между собой соревновались в пересказах увиденного перед любой аудиторией слушателей.

Однако люди ходили в летние кинотеатры по традиционной привычке, чтобы совместить приятное с полезным и вместо вечерней прогулки устраивали себе культпоход. Это было намного приятнее, чем смотреть скучные совковые телесериалы о молдавской деревне либо про литейный цех украинцев сидя у себя дома в конце знойного дня после позднего ужина как принято в этих краях. В летних кинотеатрах послевоенной Средней Азии показывали великолепные фильмы с культовыми звездами мирового кино как Валентино, Дина Дурбин, Леопольд Стоковский (Сто мужчин и одна девушка), Мэри Пикфорд, Фербенкс Дуглас, Луиза Райнер и Фернан Граве (Белый вальс, Мадам Бовари). Демонстрировали даже немецкие фильмы, благословленные самим Йозефом Геббельсом "Девушка моей мечты" (в подлиннике "Женщина моих грез") специально снимавшийся для фронтовиков Восточного фронта 1944 года. Трофейные фильмы совершили фурор в сознании видевших их советских людей. Они действовали на зрителя также как ухоженные европейские города на наших фронтовиков, пребывавших в них и обративших внимание на тысячелетний порядок, достаток, чистоту и уют культуры Европы. Именно эти фильмы совершили скачок в культурологической ментальности наших людей, до тех пор видевших только примитивные советские фильмы про колхоз и красноармейцев. Причем самые выдающиеся из них Чапаев и Трактористы. Даже по техническому обеспечению и разрешению, операторской работе и режиссуре, наша отечественная кинопродукция, сильно уступала западным образцам. Ходивший в кинотеатр как в опиекурильню зритель не понимал, что именно контраст между допотопными советскими идейными фильмами и мастерски сделанными жизнерадостными, в значительной степени познавательными и развлекательными зарубежными фильмами манит его на просмотр.

В августе 1948 года впервые стали показывать трофейные фильмы на экранах нашей страны (выпустили первый пакет дубляжа): Бессмертный вальс; Всегда, когда я счастлива; Грезы; Звери Южной Америки; Индийская гробница; Кого боги любят; Король Калифорнии; Мария Илона; Песнь одной ночи; Сердце королевы; Три Кодонас. Необходимо отметить, что в первый же год проката эти фильмы собрали в казну 750 млн. рублей. Еще больше дохода принесли фильмы второго пакета дубляжа в следующем году: Багдадский вор, Балерина, Газовый свет, Дама с камелиями, Железная маска, Леди Гамильтон, Мост Ватерлоо, Мятежный корабль, Сестра его дворецкого, Таинственный беглец, Тарзан (с олимпийским чемпионом Джон Вейсмюллером). Лидером кинопроката Советского Союза в 1952 году стали три фильма про Тарзана, привлекшие 125 млн. человек. Дети страны советов теперь лазили по деревьям, подражая своим предкам обезьянам, устраивали в их кронах свои гнезда-убежища и прыгали с ветки на ветку, при этом нередко разбиваясь насмерть.

Необходимо два слова сказать о знаменитой немецкой чувствительной кинопленке Agfa. На ней был снят знаковый послевоенный летний Парад Победы на Красной Площади. Первым полноценным цветным фильмом на этой еще немецкой кинопленке Agfa был снят "Каменный цветок" режиссера Александра Птушко. Потом немецкий завод кинопленок благополучно демонтировали, поставили в Казани, и немецкое оборудование стало выпускать знаменитую пленку ТАСМА, на которой снимали самые дорогие советские цветные фильмы.

Киноактеры Кузнецов, Лановой, Ульянов, Скобцева непростительно облажались на канале Культура, читая невежественно заготовленные для них тексты про трофейное кино. Например, актер Кузнецов (красноармеец Сухов) с уверенностью студента-двоечника, разглагольствовал о фильме, которого никогда не видел, а Лановой с Ульяновым несли с экрана абсолютную чушь и безбожно врали.

"Чудесный исцелитель" с Вернером Краусом в роли Парацельса. Марика Рекк в трофейном фильме "Женщина моих грез" 1944 г. режиссера Георга Якоби. "Индийская гробница" 1938 г. режиссера Ричарда Айхберта, биографические ленты о Моцарте, Рембрандте, Шиллере. Были среди трофейных фильмов и запрещенные советской цензурой как человеконенавистническая картина любовницы Йозефа Геббельса, кинорежиссера Лени Рифеншталь "Триумф воли". Американские шедевры четыре фильма про Тарзана, приключенческий "Сети шпионажа", "Серенада солнечной долины" музыкальный фильм 1941 г. режиссера Брюса Хамберстоуна, снятый в Сан-Валли с Сони Хенн и оркестром Глена Миллера. Багдадский вор, Индийская гробница, Тарзан и другие трофейные фильмы, доставшиеся нам от гитлеровцев, крутили в наших кинотеатрах бесконечно и на этих постоянных просмотрах выросло целое послевоенное поколение. Незаметно кинопрокат обогатился фильмами: Война гаучо, Любовь с первого взгляда, Полицейские и воры, Фанфан-Тюльпан, Красное и черное… Потом пошли сплошь индийские фильмы: Бавджу и Бавра, Ганга, Господин 420, Бродяга и другие полусказочные картины. Однако уже в начале 60-годов, благодаря президенту де Голю советский кинопрокат радует отечественного кинозрителя современного формата легкими французскими фильмами. Большая голубая дорога, Таманго, Граф Монте-Кристо, Все золото мира, Три мушкетера, Парижские тайны, Железная маска, Фантомас, Большая прогулка, Большие маневры, Черный тюльпан, Мужчина и женщина, два фильма про красавицу Анжелику, Игра в 4 руки, Не упускай из виду, Укол зонтиком, Частный детектив, Профессионал – это фильмы из области фантазии, содержащие гротеск, романтику, юмор… Особо говорили о французских фильмах с участием Бельмондо, Делона, Ришара, Мишель Мерсье…

Демонстрировались великолепные исторические фильмы как Буря над Азией, Всадники революции, Георгий Саакадзе, Мамлюк, Александр Невский, Олекса Довбуш, Пятеро из Ферганы, Венгерский набоб, Горные мстители, Даки, Колонна, Последняя реликвия… Появление телевизоров в домах не только зажиточных, но даже с умеренным достатком бюджета относится ко второй половине шестидесятых годов ХХ-столетия. Прежде всего, это связано с экономическим скачком страны 1965 года, когда работающим подняли зарплату, перевели на пятидневку, разрешили кустарям производить свою продукцию. Появились марки и модели телеприемников с большими экранами и даже цветными вместо прежних допотопных Рекордов и Рубинов. Особым толчком для многих мужчин послужил показ Чемпионата мира по футболу из Великобритании (хотя фрагменты трансляций чемпионатов еще с 1958 года урывками показывали). Теперь же Английский Чемпионат, ажиотаж вокруг которого создали неординарный, был показан полностью со всеми его оригинальными историями и пропиаренными криминальными сюжетами. Приобретающий телевизор человек не только экономил время и деньги на просмотр кино либо спортивных состязаний. Прежде всего, он мог теперь смотреть новости всемирного масштаба и особенно своей республики, а, также не выходя из дома смотреть концерты и парады, познавательные и развлекательные программы, спектакли и телесериалы…

Только в конце шестидесятых годов началась демонстрация таких американских фильмов как Великолепная семерка, Седьмое путешествие Синдбада, Скарамуш, Спартак, Клеопатра, Верная рука – друг индейцев, Воздушные приключения, Этот безумный, безумный мир. Однако особым статусом обладали картины киностудии ДЕФА индейской тематики (так называемый социалистический вестерн ГДР). Была создана целая галерея вестернов про индейцев с участием культового актера Гойко Митича серба по крови. Сыновья Большой Медведицы, Виннету – вождь аппачей, Оцеола – правая рука возмездия, Чингачгук Большой Змей. И на этом фоне резко выдали классический шедевр американский вестерн "Золото Маккены" с Омаром Шарифом в роли злодея Коломбо. Особо запомнились фильмы: Нюрнбергский процесс (США), Хлеб, любовь и фантазия (Италия), Римские каникулы (США), Королева "Шантеклера" (Испания), Подвиги Геракла (Испания), Дни любви (Италия), Женщины Востока (Италия), Восставший (Япония), Гений дзюдо (Япония), Каир 30-годов и Ошибки молодости (Египет).

Жителям Узбекистана удавалось смотреть самые свежие арабские, африканские, индийские, индокитайские и вообще восточные фильмы, демонстрируемые в самом полноценном формате в связи с кинофестивалем народов Азии и Африки вТашкенте, гремевшего с начала 60-годов. Одним словом, советский кинематограф своевременно давал нам предостаточно кинопродукции Зарубежья. Однако у нас были и свои чудесные фильмы, особенно производства Среднеазиатских киностудий, самыми продуктивными из которых были Таджикфильм и Узбекфильм, выпускающие знаковые картины. Например, такие фильмы как Нежность, Влюбленные, Белый рояль, Очарован тобой, Я встретил девушку, Ты – не сирота, Ташкент – город хлебный и много других не могли оставить равнодушным внимательного кинозрителя. Острый специфический интерес вызывал у любого кинозрителя цикл борьбы красноармейцев и чекистов с повстанческим движением. Однако это – проблема отдельного скрупулезного исследования.

В нашем отечественном прокате прошел чудесный фильм Дамиано Дамиани созданный в 1966 году "Золотая пуля". Знаменитый итальянский кинодеятель сотворил эту картину к своеобразному юбилею – двадцатилетию своего творчества в кинематографе (с 1946 года) в качестве актера, режиссера, сценариста. Для советского зрителя Дамиано Дамиани знаком со своими фильмами Поезд Ленина (1988), а до этого были "Сова появится днем", "Следствие закончено, забудьте", получившая в 1971 году Золотой приз международного Московского кинофестиваля картина "Признание комиссара полиции прокурору республики". Критики утверждают, будто Дамиани пребывал под влиянием Серджио Леоне, созидая свою Золотую Пулю. Поэтому получился не вестерн, а социальная драма с потрясающим финалом. Джан-Мария Волонте изобразил корявого пеона-бандита Чунчо по прозвищу Барабанщик, делавшего революцию и заодно свой выгодный бизнес контрабандным путем, доставляя ворованное в правительственных гарнизонах оружие революционерам. Когда на экране появляется остановивший для грабежа поезд Чунчо с неизменным барабаном, в тандем ему фокусируется внимание зрителя на молодого рафинированного янки (Лу Кастель) с неизменным талисманом вида винтовочного патрона и золотой пули. Чунчо берет его с собой к себе в банду и называет ласково Малышом. Однако этот Малыш убивает его брата, чтобы спасти его самого от заслуженной казни, а потом той самой золотой пулей пробивает сердце революционного генерала Элиаса, бывшего для него главной целью, чтобы получить свой киллерский гонорар – 100 000 песо золотом. Именно по этому талисману Малыша Чунчо обо всем догадывается и в ярости настигает американца, купающегося в роскоши с прекрасными креолками. Однако Малыш осыпает его золотым дождем. Он брутального бандита вымыл, дал в руки парикмахера, одел во все модное и новое, уговорил поехать с ним в Штаты. Мимоходом рафинированный Малыш признается, что использовал простоватого Чунчу для того, чтобы под его прикрытием пробраться в ставку революционного генерала Элиаса. Однако, несмотря на все соблазны с точки зрения янки грязный оборванец Чунчо, не думающий бриться и мыться даже для соответствия цивильному костюму произносит роковые слова Малышу: "И, тем не менее, я все же должен тебя убить!" Американец не понимает логики: "Но почему?" Ответ бродяги очень прост: "Кто знает? Но я должен" Одетый во все черное (олицетворение смерти Чунчо) наставляет кольт в одетого во все белое (символ праздной жизни) Малыша, уже стоявшего на ступенях дверей вагона. Перед этим Чунчо видит, с каким презрением Малыш-янки относится к стоявшим в очереди бедным мексиканцам, брезгливо отодвигая их от железнодорожной кассы. Однако это всего лишь катализатор решительных чувств Чунчи. Этот эпизод лишь подтолкнул его к скорому решению. Допустим, они спокойно уехали бы в Америку… Все равно Чунчо убил бы Малыша за его цинизм, за что не любят латиноамериканцы презренных янки. Более того, он бы вспомнил убитых Малышом своего брата и генерала Элиаса, в чьей гибели отчасти был виновен и сам…

Картина романтическая и по-настоящему солнечная, одним словом классический вестерн на революционную тему и нахальство одинокого киллера. Подлинное название картины в оригинале "Чунчо-барабанщик". Следом за ним был фильм "Пуля для генерала", но уже не такой цепляющий как про Чунчо-Барабанщика. Вроде бы ничего особенного в этих фильмах не было. Однако в период тотального господства советского телевизора поход в кино был не каким-то особым событием, а скорее привычкой либо бытовой традицией. Одновременно это было органическим потреблением культуры. Хорошо и добротно сделанный фильм независимо от своего происхождения запоминался на всю жизнь, навевая какие-то несбыточные мечты из будущего... Таким и был фильм "Золотая пуля", показывающий в контрасте простого и дикого контрабандиста Чунчо на фоне рафинированного и прагматичного киллера. Фильм "Золотая пуля" романтичен и в цвете передает все прелести знойной мексиканской природы с приземленным латинским бытом и революционной авантюрой. Одиночный волк, молодой, но хитрый киллер, специально прибывает из Северо-Американских Штатов чтобы убить за гонорар в целый саквояж червонного золота (сто тысяч песо) выдающегося вождя мексиканской революции – генерала Эмилиано Сапату в 1919 году, в картине называемого "генерал Элиас". Мексиканская революция 1910 – 1920 годов завершилась только тогда, когда горячим вооруженным революционерам надоело убивать друг друга, и они зажили тихой и скучной жизнью после принятия первой Конституции Мексики, которая считается идеальной. В сущности, были три лидера революции: на юге Мексики вождем был Эмилиано Сапата – настоящий усатый красавец гаучо, стройный кавалерист в неизменном сомбреро, перевешанный патронными лентами со шпагой и легким винчестером в руках. Он родился 8.08.1879 и был убит 10.04.1919. Прожил 40 лет. Лидером Либеральной партии Мексики был Франсиско Мадеро. На севере вождем революции был генерал Франсиско Вилья (Панчо Вилья).

На пути следования профессиональный американский киллер использует для прикрытия романтичного разбойника-революционера Чунчо-барабанщика в качестве пароля и пропуска в святая святых – ставку генерала Сапаты, куда даже не всем своим мексиканским революционерам доступен подход. Наконец дело сделано, золотая пуля пробила сердце Сапаты и молодой циничный янки нисколько не переживая за смерть убитого им вождя мексиканцев отдыхает под охраной полиции в объятиях породистых проституток Мексики, укрывшись в дорогих номерах столичного отеля. Пришедшему к нему грязному оборванцу Чунче, он цинично выделяет половинную долю золота из своего гонорара и нагло признается, что воспользовался его наивностью в исполнении своего черного дела. Тогда, с виду наивный и простодушный, но принципиально честный Чунчо, нисколько не купившись на блеск золота, банально шпигует профессионального киллера девятиграммовыми пулями своего неизменного кольта. Другой бы мститель на его месте подумал, как удачно отобрать золото чужака, а самого по логике ситуации отпустить домой либо убить... Однако сюжет закручен именно так.

После того как мы посмотрели фильм про Чунчу-барабанщика прошло семь лет и нам удалось постичь новый жанр узбекского фильма, названного критиками "истэрном", премьера которого состоялась 30 апреля 1973 года. Кинорежиссер из Ташкента Хамраев Али Иргашалиевич 19.05.1937. в подражании Дамиани создал революционный боевик "Седьмая пуля". Самый близкий этому фильм по схожести менталитета "Семь самураев" японца Акиры Куросавы. Даже актеры на роль главных героев похожи как близнецы – Мифунэ и Чокморов, их потом так и будут обозначать "братьями-близнецами". Тот, кто смелее одновременно болеее отзывчив к людям, нуждающимся в отцовской или мужской опеке. Господин-мужчина-отец-брат-муж – это неделимые ипостаси "героя Востока". Будучи полукровкой по происхождению режиссер Али Хамраев перенимает много у своих иностранных коллег и прежде всего итальянских и русских. Отец его кинорежиссер Эргаш Хамраев, был репрессирован в 1938 году. Поэтому либеральные масоны из Москвы поддерживали космополитного Али Хамраева из семьи репрессированных кинодеятелей даже в его ожесточенных драчках с консервативным руководством Узбекфильма. Однако все же в 1989 году Али Хамраев навсегда покинул Узбекистан, избрав местожительством Италию. Почему-то подобно либералам с двойным, а то и тройным гражданством в 2002 году он перебрался в Москву, очевидно чтобы быть все же ближе к Казани.

Дамиано Дамиани в 1966 году создал фильм "Золотая пуля" с культовым актером Жан Мария Волонте в главной роли Чунчи-барабанщика, поэтому фильм в оригинале и назывался "Чунчо барабанщик". Незамысловатый по сюжету фильм в стиле вестерна. Изюминка сценария в том, что пришлось героев связать с революционной ситуацией Мексики 1910 года. Именно эту особенность решили обыграть, преклоняющиеся перед итальянским кино Али Хамраев и Андрон Кончаловский. В помощь они пригласили сценариста Фридриха Горенштейна. Был придуман в сущности невежественный и нелепый сценарий. Якобы какой-то начальник-абориген городского ЧК Туркестана надолго куда-то отлучился и в его отсутствие все его несознательные подчиненные до последнего человека перешли на сторону патриотов-повстанцев. Такого не было и не могло быть по определению. Во-первых, никогда и нигде не ставили туземцев начальниками ЧК и вообще русские шовинисты, кто бы они ни были: анархисты, монархисты, кадеты, эсеры либо большевики, которых было меньше всех в этом крае, открыто заявили, что во власть не допустят ни одного туземца. Во-вторых, никогда ни один чекист, а тем более начальник нигде не рыскал в одиночку, кругом были местные повстанцы. Прочитаем список чекистов Туркестана с образования ЧК и особых отделов в 1918 году. Убедимся, что в этом списке кроме фамилий армянских, еврейских, русских, татарских других нет. Мы много раз убеждались, что любой художественный вымысел произведения, созданного на историческом фоне, настолько опошляет его, насколько отходит от фактов. Таковыми оказалась третьестепенная литература, пишущих про Среднюю Азию Алмаатинской, Бородина, Касымбекова, Шевердина и многих других. Правда сама идея переноса американского вестерна на землю Ферганы имеет право на жизнь. Ведь ЧК – карающий орган большевиков-колонизаторов, которые иезуитски хитро назвали истинных патриотов-повстанцев "басмачами". Идеология патриотов-повстанцев была священной и чистой как молитва отшельника. Опыт предыдущих восстаний 1875 года под знаменем Абдурахмана Афтобачи и самозванца Пулатхана, 1898 года под руководством Дукчи-Ишана, 1916 года массового мардикерского восстания коренного населения по всему Туркестанскому краю отчетливо показал, что народ обязан защитить свой образ жизни, основанный на шариате, против которого выступают колонизаторы. Неимоверная пропагандистская машина советской эпохи вытравила из сознания людей ту подлинную историю и вместо нее заставила искаженно воспринять прошлое. Опыт в этом деле у русских историков громадный. Вся история России и древней Руси переписана в угоду власть предержащим. Даже история самых первых князей и царей переписана не раз в искаженном виде. Знаменитый монах Нестор несколько раз переписывал свою историю. Еще Ярослав Подлый под страхом смерти заставлял монахов переписать летописи. Народ его называл Подлым, а русские историки величают Мудрым. Потом ушлые московские князья в своих интересах состряпали известные нам летописи. Вследствие чего до сих пор наблюдается громадный массив всевозможной путаницы в русской историографии.

Вроде бы история простейшая и сюжет примитивный для солидного художественного фильма. Однако ташкентский режиссер Хамраев Али из этого сюжета фильма догадался сделать римейк, правда, немного видоизменив его по сценарию и объявить произведением идеологическим. Ему помогал в этом московский прощелыга из привилегированной семьи киномошенников Андрон Кончаловский. Они совместно сочинили шаблонный сценарий того вестерна, который мог быть похожим на историю басмачей. Почему похожим?! Да потому что таких басмачей не бывает. Однако с задачей поставленной режиссером актерский ансамбль справился великолепно. Один только Хамза Умаров в роли командира повстанцев чего стоит?! Мы потом увидим его подлинное лицо в шикарной картине "Непобедимый". Хайрулла вроде уводит джигитов-чекистов от Максумова и превращает их в басмачей. Какие же это чекисты, если легко уходят в банду повстанцев?! Сам же неопрятный начальник чекистов в исполнении дикокаменного каракиргиза Суйменкул Чокморова больше похож на бандита, нежели на чекиста. Почему то в него влюблена постоянная пассия режиссера Хамраева юная Дилором Камбарова, которую он слишком часто пользует во всех своих картинах, несмотря на ее несовершеннолетний возраст. Она потом все равно мигрирует в Америку, оставив режиссера Али Хамраева в Казани. Татарский актер из Киргизии Талгат Нигматуллин подает себя как специалиста-каратиста в кинематографе. Особо он покажет себя запоминающей ролью диверсанта китайца впоследствии в "Пиратах ХХ века". В "Седьмой пуле" он изображает чабана-узбека, мастерски владеющего традиционными на Востоке по своему происхождению метательными ножами-пичак. Когда отборные кони почему-то не могут догнать неуклюжую русскую повозку, возникают вопросы, когда эта же повозка как танк пробивает каркасную глинобитную стену также непонятно, как ей это удается? А куда смотрят при этом живые лошади?! Прекрасная природа горной Ферганы, где в Исфаре проходили съемки фильма, присутствует как отдельно взятый образ героя…

Али Хамраев, будучи полукровкой, тонко чувствует разницу между русофилами во власти и русофобами патриотами-повстанцами. Поэтому в его картине, рьяно прислуживающий русским колониальным интересам чекист Максумов выглядит очень даже правильно как традиционный дикокаменный каракиргиз Суйменкул Чокморов. Однако командир патриотов-повстанцев Хайрулла, которого достоверно изображает типичный кокандский сарт Хамзахон Умаров, также убедителен. Между ними яблоком раздора не какая-то аморфно-эклектичная идеология, а любимые вещи истинных мужчин Востока – конь и женщина. Потом по ходу фильма, оказывается, что и конь был украден, а девушка Айгуль (губастая суперсекси по вкусу Али Хамраева еще несовершеннолетняя Дилором Камбарова) влюбляется в более чем брутального номада Чокморова. В свою очередь Хамзахон Умаров у нас как истинный сарт имеет шикарную беременную жену-красавицу, напоминающую по сюжету типичных женщин Средней Азии. Она по внешнему виду и повадкам выглядит как уйгурка. Вообще весь фильм – бутафория. Калька с горных пейзажей вершин Исфары и даже днем темных кишлачных узких улиц, тысячелетиями выстраданной сартско-таджикской материальной культуры, тенистых закоулков под деревьями с арыками изобильной воды, окруженных бесконечными плодоносными фруктовыми садами. Этнографическая палитра фильма несет достаточно проблемный узел насущных вопросов для внимательного кинозрителя. Экзотическая крупорушка (обджувоз) на быстротекущем горном сае с его хрустальной водой, где мать татарина Негматуллина Анвара Алимова якобы узбечка конградского племени должна опознать убийцу своего старшего сына, осматривая черты киргиза Чокморова. Наконец, подмигивающие и танцующие клоуны-масхарабозы, обслуживающие предстоящий той – это жители села Навгилем Исфаринского района. Конечно, неуемные фантазии и вдохновения сверхталантливых художников-постановщиков Рустама Хамдамова и Эммануила Калонтарова и потрясающая профессиональная работа всевидящего оператора Александра Панна, которую сопровождала музыка композитора Румиля Вильданова, могли создать подобный шедевр, которому многие кинодеятели в своих последующих фильмах подражали.

Почему "Седьмая пуля"?! Потому что в барабан нагана вмещается шесть патронов. Значит седьмой патрон вне оружия, про запас, в данном случае под козырьком фуражки, откуда в нужный момент можно его извлечь и сделать с его помощью решающий выстрел. Главная идея фильма, его задуманная фишка – это сбереженная под козырьком фуражки заветная пуля, предназначенная главному злодею, которого с дальнего расстояния достает простым наганом супермэн чекист, представитель новой жизни и советской власти. Откровенно взятый из "Золотой пули" сюжет, позволил Али Хамраеву стать знаковым режиссером, полновластным основоположником нового жанра советского кинематографа, названного "Истэрном". Киностудии Средней Азии, будто соревнуясь на конвейере стали шлепать фильмы про басмачей как по плану. Вследствие чего маргинальные местные колонисты-шовинисты эти студии стали называть "Басмачфильм". Однако в метрополии, любвеобильной матушке-России почему-то именно эти фильмы принимали очень хорошо.

Бахромхонтура Махдумзод

Клуб любителей истории Отечества – КЛИО. 2017 год, Москва

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1512335040


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх