Если бы воскрес "казахский националист" Тимофей Седельников.., - Н.Нуртазина 00:22 05.05.2019
Если бы воскрес "казахский националист" Тимофей Седельников (1871-1930), он бы раскритиковал работу Ассамблеи народа Казахстана
Если бы в наши дни чудом воскресли Тимофей Седельников (1871-1930), который когда-то неистово заступался за права миллионов безземельных казахов в царской России, за что имел прозвище "казахский националист", или другой уникальный человек-интернационалист - Ольга Лебедева (Гульнар-ханым, 1854-1909), графиня, востоковед, всей душой любившая тюркскую культуру и даже подвергавшаяся притеснениям со стороны царских чиновников за то, что поддерживала движение тюрков-младомусульман - Джадидизм, то они бы, нет сомнения, сказали бы свое веское слово, критику в адрес Ассамблеи народа Казахстана (АНК), этого совещательного органа при Президенте РК (с 1995 г.).
Дело в том, что с точки зрения гуманизма, высшей справедливости, истинной демократии, также в свете важнейшей цели Ассамблеи - "формирования казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана", "распространения идей духовного единства, укрепления и сохранения межнационального согласия" получается не совсем корректным и этичным, что через этот орган поощряется само это разделение и сепаратизм, лоббируются интересы конкретных этносов представителями этих многочисленных диаспор.
Помнится, как после декабрьских событий в Алматы в 1986 г. (жестоко подавленный М.Горбачевым протест казахской молодежи против назначения руководителем республики русского человека, притом засланца из России), Г.Колбин пытался найти более эффективные способы гармонизации межнациональных отношений, и как-то озвучил такое предложение: за права казахов пусть заступаются деятели русской национальности, а в случае с нарушением прав русских проблему лучше озвучивать и отстаивать казахам. Конечно, это было воспринято как очередная попытка искусственного советского моделирования и предложение не нашло поддержки, тем более в Казахстане вообще не было никакого доверия и уважения к этой одиозной личности. Но на самом деле, если хорошенько задуматься, в том наивном предложении все же содержался намек на нравственное измерение проблемы межэтнических отношений.
В общественных организациях типа АНК представители или руководители этнокультурных центров эгоистично, словно этнические квочки бывают озабочены правами и свободами своих "цыплят", лоббируют и продвигают разнообразные интересы именно своей этнической группировки (сообщества, диаспоры). И даже одевают всегда национальные костюмы своих этносов (от чего уже давно пестрит в глазах). Хотя, казалось бы, уж в святой Наурыз могли бы - все эти "125 наций" - в знак символического уважения к Казахскому народу и Идее единства (Единого Шанырака), облечься в казахские чапаны и тюбетейки. Ведь порой даже американцы, гости из далеких стран иногда надевают наши тюбетейки и ходят в них во время праздников и фестивалей. Правда, для этого надо предварительно восстановить истинный казахский костюм, чтобы он стал привлекательным и конкурентным, а не позориться с аляпистыми узорами, "индейскими" перьями и звериными мехами.…
Соответственно каждый из этих этнокоординаторов денно и нощно изучает вопросы, связанные с историей, настоящим и будущим "своего" народа, тогда как другие, в том числе казахи, получаются для них, как бы "чужие". Где же здесь логика? Тем более если движемся теоретически к гражданскому обществу, современной демократии, культурной, политической, духовной интеграции.
И вот, представьте себе гипотетически, если бы сейчас чудом воскрес депутат ГосДумы Тимофей Седельников (кстати, после революции он некоторое время работал и в Казахстане). Демократ, революционер, который хотя представлял в Думе казачество Оренбургской губернии, но будучи справедливым человеком, гуманистом, левым социалистом, с трибуны Парламента бил в набат о гуманитарной катастрофе в Казахской Степи, а именно о грабеже миллионов казахов, об "интересах обездоленной массы киргизского (казахского - Н.Н.) народа в Сибири", призывая власть прекратить изъятие земель у инородцев... Любопытно, к какой же секции или департаменту АНК записали бы Т. Седельникова наши чиновники? Ведь тут ситуация, когда русский человек, из уральских казаков, озабочен проблемами вызвавших у него элементарную жалость обнищавших казахов?
То же самое - Ольга Лебедева, уникальная женщина-тюрколог, супруга мэра Казани, которая любила татарский народ, культуру тюрков, переводила классиков русской литературы на турецкий язык (взяв литературный псевдоним Гульнар ханым), вызывала к себе недоверие жандармов и чиновников за то, что горячо заступалась за права и свободы татар и в целом мусульманской общины России. К какой из 820 этнокультурных центров Казахстана "запихали" бы мы сейчас эту русскую "татарскую националистку", явись она к нам?
И вообще, почему не рождаются и не воспитываются аналоги таких личностей и политиков? Где современные казахстанские Седельниковы и Лебедевы - просто справедливые, просто демократы, просто честные и порядочные, которые озабочены не столько этнически, а сколько морально, нравственно? Не формалисты-этнокоординаторы, а координаторы совести единой нации, которые были бы озабочены нарушением справедливости и свобод всякого человека или реально в какой-то момент ущемленной социальной группы, сердца которых болели бы от любой картины социальной несправедливости, без этнической подоплеки - будь это казахский вопрос о земле или последствиях ядерных испытаний, вопрос узбекских трудовых мигрантов, заботы и невзгоды православных и т.д.
Н.Нуртазина
|