КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 08.05.2019
22:15  Бряцание оружием у Персидского залива, - Петер Винклер
22:05  КырБудни. Депутат Рысалиев предрекает скорый арест экс-вице-премьера Атаханова
22:01  Какой-то профессор Хазбулатов назначен главой "Государственного центра поддержки национального кино" Казахстана
21:13  Вашингтон и Тегеран играют на обострение. Европа поставлена перед сложным выбором, - С.Тарасов
20:29  Иран ставит свои "ядерные" обязательства на паузу
19:58  КазПрезидент Токаев "по-европейски" поздравил народ с Днем Победы 8 мая
19:53  Узбекистан - "Страна спасения" в Великой Отечественной, - А.Сабиров

19:52  Ермек Сагимбаев возглавил Службу охраны Президента Казахстана
19:31  "Крылатые качели...". Умер советский композитор Евгений Крылатов
19:14  Трамп подходит к красной черте – военному столкновению с Ираном, - Н.Бобкин
15:22  Новым главкомом УкрОТО назначен херой Дебальцевского котла генерал Сырский
14:58  Мало дали. Рос-фут-дегенератов Кокошу и Мамошу посадили на 1,5 года
13:03  Чулпашки, не помнящие родства. Рос-актриса Хаматова не может гордиться Великой Отечественной...
11:11  Драка кокбористов на турнире в Чолпон-Ате - чем все закончилось
11:09  "Башни Кремля" передрались между собой
11:05  Я тоскую не по СССР, а прежде всего - по общности людей, - Ильяс Аутов
11:03  2+2=3... В КазПарламенте вновь возмущены качеством учебников
10:33  КазГенпрокуратура призывает "не поддаваться на провокации" и не участвовать в "незаконных митингах"
09:55  Труба, ведущая в никуда. Киев остается без ГТС, - Р.Хубиев
09:41  Реанимацией Ферганского НПЗ займется индонезийский инвест-консорциум PT Trans Asia Resources
09:18  Кыргызстан так и не вернул Узбекистану четыре "конфискованных" иссык-кульских пансионата
09:08  Алишер Абдуалиев перешел из УзбМИДа в 1-го зама Мининвеста
08:47  Нефтяная отрасль Казахстана по-прежнему зависит от иностранцев и их инвестиций, - А.Никоноров
08:43  Покажи язык! Главным по лингва-политике в Казахстане назначен журналист Галымжан Мельдешов
08:36  Ошский олигарх Матраимов против Бишкекских "ошмяков". Кто кого? - Марал радиосу
08:33  Осенью мы опять начнем делать кыргызский путч ("кетсин-уходи"), - А.Бекназаров
08:25  "Сделка века" обретает контуры. Опубликован план США по израильско-палестинскому урегулированию
08:22  У Китая и США рассогласовались позиции. Разрешение "торговой войны" может затянуться, - "Къ"
08:20  Кыргызстанка Анна Оглоблина с Мировым рекордом! победила в скоростном восхождении на Эльбрус
06:56  Зеленский становится разменной монетой Трампа в избирательной кампании США
06:18  Эрдоган хочет взять Стамбул силой. Выборы в важном для турецкого лидера городе пройдут заново, - И.Субботин
04:30  Русский кореец Ким купил черноземный Курскпромбанк
Вторник, 07.05.2019
22:11  На арене ЦИКа. Что ждет Турцию после пересмотра итогов выборов мэра Стамбула, - С.Строкань
15:26  Набиуллина нахозяйствовала. Центробанк РФ отчитался о годовом убытке в 435 млрд рублей
13:42  Кризис в Венесуэле входит в новую фазу, - В.Васильев
13:40  Странам Центральной Азии нужен общий... кинопроект, - Ш.Арабова
13:39  The Hill: авианосная группа на Ближнем Востоке укрепит дипломатию США
13:37  Почему продолжает существовать "халифат Идлиб", - Яшар Якыш
13:35  Трамп отправил послом в Казахстан Уильяма Мозера - мастера "цветных революций"
10:36  Темуровцы, типа суворовцев. В Узбекистане реорганизована сеть военных спец-школ "Темурбеклар мактаби"
10:29  Послом Узбекистана в Польшу поедет Бахром Бабаев
09:52  Нагул удоев... Почему имена богатых людей Таджикистана можно узнать не из журналов, а у пастухов
09:38  Конченый Инчучун. "Ассамблею народа Кыргызстана" возглавил вождь племени тейит
09:36  США в ЦентрАзии: от "ожидания" к "состязанию", - Ш.Бактыгулов
09:34  Поездки "ни о чем", или Безрезультатная внешняя политика Жээнбекова, - Багыт.kg
09:14  Израильтяне испытают под Бухарой способ получения воды из воздуха
09:11  Рахмон поменял мэров 5 городов и послал Нурмахмадпура послом в Индию
09:03  Украина: добровольный путь на плаху, - А.Халдей
08:47  "А что, так можно было?": ЦИК Турции отменил результаты выборов в Стамбуле, где победила оппозиция
08:29  Иран: курс на национальные интересы, - В.Михин
08:27  38 вашингтонских попугаев. Против союза Москвы и Пекина, - В.Павленко
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Узбекистан - "Страна спасения" в Великой Отечественной, - А.Сабиров
19:53 08.05.2019

"Страна спасения" в Великой Отечественной

"…Были они разные и по возрасту, и по национальности. Но спрос был со всех один, все были равны перед клятвой, данной Родине, – казах ты или русский, молдаванин или грузин. Более опытные, бывалые бойцы учили молодых солдатской мудрости, смекалке, делились по-братски всем: табачком, сухарем, последним глотком воды… Вместе оплакивали погибших, вместе радовались победам, и в бой шли вместе, плечом к плечу"
Б. Момыш-улы. "Психология войны"

Эти воспоминания великого казахского батыра, я вспомнил, когда прочитал статью казахского историка о "неоцененном вкладе казахов в разгром фашизма" на страницах данного сайта. Не хочу дискутировать по поводу того казахи, или узбеки, или кто то другой из "нерусского народа СССР" внесли больше вклад в Победу над нацизмом, какой "именно народ, после "трех славянских народов"… "отличался талантами военачальников, организаторов партизанского движения", или какой национальности был тот или иной герой, или генерал. Аргументов у меня может быть и много, но некрасиво это и стыдно, особенно перед памятью тысяч погибших казахстанцев и узбекистанцев. Лучшим проявлением нашей памяти и признания было бы создание к юбилейному году, коллективной монографии, или учебного пособия об участии народов Средней Азии и Казахстана в Великой Отечественной, причем, строго на архивных документах и воспоминаниях очевидцев.

В канун Дня Победы и в годовщину 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в городе на Неве, состоялся Международный форум, где участвовали представители практически всех стран СНГ. Целью форума явлилось сохранение и укрепление общей исторической памяти на пространстве СНГ, демонстрация роли всех народов бывшего СССР в Великой Победе. И название форума было простым, при этом предельно точным. "Великая Победа, добытая единством".

Действительно единством на фронте и в тылу.

"В тяжелый час войны суровой
Ты дал приют и мне.
С узбеком мы слагали слово
И песню о войне
И меч один мы с ним ковали
На злобный вражий стан,
Ты обогрел меня в печали, мой брат Узбекистан"

Это проникновенные строки принадлежат белорусскому поэту Якубу Коласу. И после слов "мой брат…" можно включить любую союзную или автономную республику, которая находясь далеко в тылу, ковала общий меч Победы.

Я не хочу приводить конкретные цифры по организации национальных воинских частей, в Узбекистане, сколько их было укомплектовано и отправлено на фронт, и как они сражались. Сколько их них стали героями Советского союза и полными кавалерами ордена Славы… Сколько человек из моей республики было мобилизовано и сколько не вернулось. Имеется много архивных документов, немало опубликовано. Достаточно только сказать, что потери маленького Узбекистана, за годы войны было несколько больше, чем военные потери такой державы, как США (при моем глубоком почтении и безусловном признании огромного вклада этой страны в разгром нацизма).

Я специализируюсь по устной истории (oral history), это сравнительно новое направление в исторической науке и, используя определенные научные методы, работаю над воспоминаниями очевидцев конкретных исторических событий.

В процессе исследований, анализируя полученные материалы, меня всегда поражало то, что с началом войны население Узбекистана и других среднеазиатских республик, мало думая о преимуществах "социалистической системы", еще свежа была боль от кровавого разгона "Туркестанской автономии", подавления повстанческого движения, уничтожения джадидов и мусульманских богословов, шли защищать свою землю от гитлеризма. Перед лицом общей беды прежние обиды были забыты.

Поразительный факт. Оставшиеся в живых, но прошедщие ад лагерей ГУЛАГа, или допросов в НКВД имамы и улема в начале войны, принимают фетву к воинам-мусульманам, в которой, в частности, говорилось: "Мы мусульманские богословы и представители верующих в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии и Казахстане, от имени всех мусульман адресуем это Обращение вам, наши дорогие сыны и братья! Плечом к плечу со всеми народами сражайтесь, как храбрые львы, против нацистских захватчиков, уничтожайте ненавистных фашистов так, что бы ни один из них не остался на нашей планете! Защищайте каждую пядь нашей земли и укрепляйте свои ряды железной дисциплиной. Мы призываем всех верующих молиться Аллаху и просить Его помочь нашим солдатам и ниспослать быструю победу над врагом…"

Участвуя в борьбе против фашизма, мусульмане защищали не только Родину, но и свою религию, в мечетях собирали деньги на создание танковых колонн и и эскадрилей, а так же семьям красноармейцев.

При этом, Средняя Азия и Казахстан были еще крепким тылом, одним из центров оборонной промышленности, здесь собирали хлопок, из которого не только шили военную одежду, но и производили порох, работали эвакуированные из западных областей страны заводы, на которых за станками стояли в большинстве женщины и дети.

Например, Узбекистан принял более полутора миллионов эвакуированных людей с территорий, охваченных войной, и среди них почти триста тысяч детей. Им было предоставлено более 135 тыс. кв. метров жилой площади, проводилось их трудоустройство.

Из книги Ребекки Манли "Станция назначения - Ташкент".

"Ташкент считался "элитной зоной" эвакуации. Туда направили Академию Наук, и множество деятелей культуры. Косыгин лично проследил за отправкой в Ташкент четырехсот престарелых и немощных писателей, а также членов семей воюющих писателей, режиссеров, актеров и целые театры (ГОСЕТ, Театр Революции)".

Георгий Эфрон, долго сомневавшийся, стоит ли уезжать из Москвы, писал в дневнике, что по крайней мере, может не бояться холода в Ташкенте и вообще в тех местах. И для ленинградцев Ташкент казался более благоприятным выбором, чем Новосибирск, Челябинск, Свердловск - многие были плохо подготовлены к суровым зимам. Евгений Пастернак вспоминает, что мать считала Ташкент спокойным, богатым, хорошо снабжаемым городом.

Все же это было не так. В условиях ухода на фронт значительного числа мужчин нарастал дефицит рабочих рук. Уже с 26 июня 1941 года были введены обязательные сверхурочные работы, рабочий день для всех взрослых увеличился до 13 часов, при 6-тидневной рабочей неделе, отменялись отпуска. Самовольный уход с производства карался заключением на срок от 5 до 8 лет.

Жизнь населения резко ухудшилась. В городах ввели карточную систему. Рабочие и служащие получали по 400-500 г. хлеба в день, иждивенцы по 300-¬400 г. Нормированное распределение было введено на мясо, рыбу, жиры, крупы, макароны, но и оно часто не выдерживалось, карточки оставались не отоваренными. На сельское население система нормирования не распространялась, что осложняло и без того трудную жизнь дехкан. Зарплата рабочих и служащих была повышена, однако, в условиях острого дефицита продуктов и товаров деньги обесценивались.

Тем не менее, Алексей Толстой назвал Ташкент "Стамбулом для бедных", Стамбул служил пристанищем для беженцев от гражданской войны в России. А еще Ташкент называли "Ташкентскими Афинами", а Узбекистан "страной спасения". Впрочем, страной спасения был весь тыл Советского Союза.

Особенно показателен пример как спасали детей.

В Узбекистан только с 1 октября 1941 года по 1 октября 1942 года было эвакуировано 43 тысячи детей из 78 детских домов, расположенных в прифронтовых городах.

Например, в начале войны в Андижанскую область прибыло 26 детских домов, десять тысяч детей различной национальности, а также сто тысяч человек населения. Четыре детских дома, прибывших из Донбасса, были размещены в детские дома, расположенные в Ойимском районе, а также в кишлаке Бутакорин при сельском Совете в Андижанском районе. Во вновь организованных 8 детских домах в Самаркандской области размещено 4270 детей различной национальности.

Кроме того в города Узбекистана были переселены детские дома с польскими, испанскими детьми. В частности, в городе Самарканде был открыт детский дом для польских детей. Был организован интернат для 120 испанских детей, переселенных из Москвы.

Только из блокадного Ленинграда приют в Узбекистане нашли около 5 тысяч детей.

Вообще особое отношение было к эвакуированным ленинградцам. Вот выдержки из воспоминаний Светланы Сомовой об Анне Ахматовой, которая в годы войны жила в Ташкенте: "Базар жил своей жизнью – чмокали верблюды, роняя слюну на оранжевые дыни, выглядывали из-под паранджи смуглые женские лица, какой-то старик в чалме разрезал красный гранат, и с его желтых пальцев капал красный гранатовый сок. К Ахматовой прислонился оборванный мальчонка с бритвой, хотел разрезать карман. Я схватила его за руку, прошептала: "Что ты? Это ленинградка, голодная". Он хмыкнул. А потом снова попался навстречу нам. Привязался, надо бы сдать его в милицию. Но он протянул Ахматовой румяный пирожок в грязной тряпке: "Ешь". И исчез. "Неужели съесть?" – спросила она. "Конечно, ведь он его для вас украл..." Кажется, никогда не забуду этот бесценный пирожок, бесценный дар базарного воришки".

В своих воспоминаниях Анна Ахматова отмечала: "В те жестокие годы в Узбекистане можно было встретить представителей едва ли не всех национальностей нашей страны. На одном заводе или на одной съемочной площадке вместе работали русские и белорусы, молдаване и украинцы, поляки и узбеки, литовцы и греки, курды и болгары. А сколько детей-сирот из захваченных немцами республик обрели своих новых родителей в Средней Азии! В Узбекистане, например, и без того многодетные семьи усыновляли, удочеряли русских, белорусских, украинских, молдавских, польских, греческих сирот, давали приют беженцам, делились с ними последним куском хлеба, сахара, последней пиалой плова или молока. Хочется верить, что этого никто никогда не забудет..."

Наряду с воспитанием детей, оставшихся без родителей, в семьях, детских домах, массовый характер приняла также работа по воспитанию и обеспечению детей на коллективной основе. Местное население южных республик за свой счет организовывали интернаты и детские дома.

В январе 1942 г. женщины Ташкента выступили с обращением ко всем женщинам региона проявить материнскую заботу об эвакуированных. Откликнулись тысячи. Просто приходили на вокзал и уводили детей в свои семьи.

В детские дома выстраивались очереди на усыновление пострадавших малышей – это уникальный факт. Как родных принимали в свои семьи сразу по несколько детей и окружали их заботой и вниманием, что бы не только выкормить и вырастить, но и залечить их душевные раны.

Всего в годы войны в узбекские семьи было принято более 4,5 тысяч детей-сирот. Например, семья Х. Самадова усыновила 13 детей, Ф.Касымовой – 10. 50-летняя Бахрихон Аширходжаева взяла на воспитание восемь детей различных национальностей.

Символичен фрагмент, связанный с Ташкентом, из романа К. Симонова Живые и мертвые", "…в один из вечеров лежали на этой площади вповалку несколько тысяч улегшихся ночевать эвакуированных, а к утру из этих тысяч под открытым небом не осталось ни одного: хорошо или худо, а всех взяли под крыши".

Или признание одного из персонажей этого романа Малинина: "Я русский человек, и если при мне нашего брата заденут, могу и по шее дать! Но как здесь людей под крышу принимают и как детишек в семьи берут, – тому при нашей русской широте не грех поучиться"

Из воспоминаний Елены Бобер, эвакуированной из Белоруссии. "Узбеки ни разу не упрекнули нас ни в чем. Жили они бедно, но всегда делили с нами последнюю лепешку. Мы никогда не делили людей на нации. Русский или украинец, еврей или узбек… все мы были братья".

Местное население региона обеспечивало детей, детские дома, переселенные сюда с линии фронта, продовольствием и другими необходимыми вещами, проявляло всяческую заботу о них; люди добровольно жертвовали для них миллионы рублей наличных денег, одежду, исходя из возможностей и продукты.

Например, в первый же год войны для детских учреждений Узбекистана на общественные средства было собрано 2 млн. рублей, 27 т. различных сухофруктов, 82 тысяч штук детской одежды, во второй год войны - 3,5 млн. рублей, много продовольственных товаров, одежды и др.

В годы войны в республиках Средней Азии и Казахстана несколько раз организовывались месячники организации помощи детям.

Общенародная помощь в решении этого вопроса и преодоление трудностей, возникавших в этом процессе, была осуществлена благодаря гуманистическим побуждениям и любви наших народов, особенно женщин, по отношению к детям.

Вот что писал К.И. Чуковский о Ташкенте и его жителях того времени: "Этого, действительно, никогда не бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого климата, другой части света проявляли такую пылкую любовь и уважение к беженцам. Это происходит впервые за всю нашу историю. Всегда знал, какое большое значение имеет дружба народов, но должен сознаться - мне и в голову не приходило, что эта дружба может дойти до такой взволнованной, задушевной, самоотверженной нежности…".

И в Ташкенте, Нукусе, Алма-Ате, Фрунзе (Бишкек), Душанбе, Ашхабаде, люди стремились духовно поддержать израненные души эвакуированных детей, делали все возможное, чтобы обеспечить их учебу, лечение, воспитать их духовно и физически здоровыми. В домах отдыха, больницах отношение к детям было одинаковым, независимо от их национальной и расовой принадлежности, а в семьях, куда они они попадали никогда не было деления на "своих" и "чужих", отношение к ним было доброжелательным, создавались все условия для их физического и духовного выздоровления. В целях оздоровления детей за счет народных средств были организованы специальные оздоровительные дома. Дети с ослабленным здоровьем помещались в специальные республиканские санатории.

Из воспоминаний Александра Волкова, сына художника А.Волкова, автора знаменитой "Гранатовой чайханы": "В сорок первом году в Ташкенте появились первые эвакуированные. Ослабленным, больным детям тоже выдавался паек, они были прикреплены к столовой, многих отправляли в санаторий. Кроме того, в Ташкенте был организован Дом детского художественного творчества, и там занималось много детей. В этом Детском доме творчества была устроена выставка, которую сначала показали в Ташкенте, а потом отправили в Америку. На открытии выставки были Ахматова, Михоэлс, искусствовед Эфрос. Ташкент тогда очень наполнился разными людьми. Но бытового антисемитизма не было вообще. Мы, дети, совершенно не разбирались, кто русский, кто узбек, кто еврей. Мы все учились в одной школе, ходили в одни и те же кружки. Мы были как одна семья. Впервые я услышал, что есть такая национальность – еврей - когда началось дело врачей".

В чрезвычайных условиях войны Средняя Азия и Казахстан не были подготовлены принять огромное число эвакуированных детей. Для их размещения не хватало соответствующих санитарно-гигиенических зданий. Несмотря на это, была осуществлена деятельность по размещению, обеспечению продовольствием и одеждой, восстановлению здоровья эвакуированных детей. Благодаря климатическим условиям нашего региона, а, самое главное, усердной помощи людей были спасены жизни огромного количества детей.

И, наконец, очень интересное мнение публициста из Израиля, посвященное узбекам, но эти слова можно отнести всем без исключения советским людям, жившим далеко от фронта: "Многие европейские страны с удовлетворением зачеркнули бы, забыли бы те страницы своей истории, когда они в годы Второй мировой войны не только не смогли спасти своих граждан – евреев, но и по сути дела сотрудничали с нацистами в этом позорном, не достойном понятия "цивилизованное общество" процессе уничтожения целого народа.

Сказанное ни в коей мере не отрицает или ставит под сомнение подвиги отдельных героических людей, названного впоследствии явлением "Праведников народов мира", но если можно говорить о народе – Праведнике мира, то узбекский народ, безусловно, в числе первых, заслуживающих это звание. Сам факт такого явления, такого проявления гуманизма целым народом по-своему уникален, свидетельствует о многом и безусловно является входным билетом в гуманитарный клуб свободного мира... Уникальный опыт Узбекистана по жизнеобеспечению, реабилитации и адаптации беженцев вообще и беженцев-евреев в частности не только вошел в золотой фонд человечества, но и, по нашему убеждению, является примером и предметом изучения, осмысления и подражания в лучшем смысле этого понятия". Марк Фукс, Израиль, Хайфа.

Алишер Сабиров
кандидат исторических наук
Ташкентский государственный
педагогический университет им. Низами

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1557334380
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2019 года №604
- Рабочий график первого президента
- Кадровые перестановки
- О мерах по поддержке МСБ
- О мерах по обеспечению безопасности и снижению смертности на дорогах города Алматы
- Минздрав РК: Ситуация по случаю регистрации сибирской язвы в Акмолинской области находится на контроле
- Саудовская Аравия и Иран на самом деле не враги
- СССР выиграл у США гонку за гиперзвук
- "Остров оргий" Билла Клинтона и кампания Хиллари
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх