КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 16.06.2019
21:06  Масштабный сбой в энергосистеме обесточил Аргентину и Уругвай
20:54  Бердымухамедов не поехал на саммит в Душанбе. Занят в цирке?
19:31  Между греческим Кипром и Турцией новое обострение. Ситуация накаляется
19:29  В Туркмении для привлечения иностранных инвестиций создана очередная Госкомиссия
19:26  Казашка Динара Садуакасова стала чемпионкой Азии по шахматам
10:26  Отравившегося рос-продюсера Бари Алибасова повезут лечиться на родину - в Казахстан
09:52  Как-то в цирке Дю Салей, получил я... Президент Туркменистана провел учения и пострелял по мишеням с велосипеда (видео)

09:51  Советская Россия, Турция и Закавказье (1919 - 1922). Начало советско-турецкого диалога, - О.Айрапетов
09:47  Ринат Заитов – это казахский Высоцкий. Ч.2, - Н.Даутбек-кызы
09:45  Танварин одето прозрачную тюлевую юбку и кеды... Как живут "леди-бои" в Таиланде, - Der Spiegel
09:43  Главный недостаток казахов – желание нравиться другим, - САМ
09:42  ШОС раздвигает границы. И объясняет Вашингтону новые правила игры в Евразии, - В.Павленко
00:50  США обвиняют Иран в нападении на танкеры в Оманском проливе. Casus belli? - Л.Нерсисян
00:20  Donya-e Eqtesad: Пока оседал дым горящих танкеров…
Суббота, 15.06.2019
21:30  США заставляют исламские страны атаковать КНР из-за уйгуров, - С.Стремидловский
18:51  В Ташкентском зоопарке сдохли от инфаркта последние детеныши снежного барса
18:20  Тетке напекло? Депутатка Карамушкина предлагает разогнать "предательский и трусливый" Киргизский Парламент
16:27  В Молдавии закончилось двоевластие. Буржуины-Плахотнюки бежали в Швейцарию
15:13  Последние из могикан. Умер итальянский режиссер Франко Дзеффирелли
14:59  Меч и щит Анкары. Роль и значение Сухопутных войск Турции в регионе, - Ст.Иванов
12:47  Ученые Бургундии доказали: рыбы могут испытывать любовные страдания
12:44  Госдеп США заявил о "неуместности" визита замгенсека ООН Воронкова в Синьцзян
11:51  Ринат Заитов – это казахский Высоцкий. Как надо правильно презентовать поликультурному обществу казахский "айтыс", - Н.Даутбек-кызы
08:38  На Молдавии мир клином сошелся, - "Къ"
08:12  Кому выгодно дружить с талибами, - Шарбатулло Содиков
00:53  Г.Каримова жива и здорова, но денег сама не отдает, - УзбГенпрокуратура
00:48  КазВласть. Почему никто из министров так и не ушел в отставку из-за проворовавшихся подчиненных?
00:43  Сегодня "в Узбекистане еще жить можно". Ч.2.., - Б.Мусаев
00:17  В казахстанском Акбауре архео-сенсация - найдено поселение оседлых саков XI–IX вв до н.э.
00:05  У Токаева нет своей команды. А жаль..., - Д.Ашимбаев
00:02  Тюркские аристократы в русской истории: что мы о них знаем?
Пятница, 14.06.2019
22:35  Токмакская ОПГ получила по сопатке. В КырПарламенте подрались депутаты Исаев и Джетигенов
21:54  Казахстан. От молодежи не убежишь…
21:15  Россия удерживает ШОС от эгоизма. Репортаж с Бишкекского саммита, - "Къ"
21:05  Одно из правительств Молдовы (Чеботаря) ушло в отставку
17:17  Всемирный подкоп: торговая война США и КНР вдвое замедлит рост экономики РФ
17:16  Протесты в Гонконге и Москве: ожидаемая "неожиданность"
17:14  Натворили дел: к чему приведет уголовное преследование Порошенко
17:10  Каждый за себя. Расклад сил в Персидском заливе перед угрозой нового конфликта
17:07  ШОС энтузиастов: лидеры РФ и Индии закрепили курс на сотрудничество
16:27  Администрация Хорезма устроила во дворце хивинских ханов банкет для делегации ЕБРР
16:26  Игра в танкер: Ормузский пролив возьмут под усиленный контроль
16:23  Печальная история о том, как в Казахстане сначала построили, а потом разрушили райский городок
15:51  Гниение Запада. Германию захватывает "русская" оккультная секта "Анастасия", - Die Zeit
15:49  Каталонских сепаратистов посадили. Но закончился ли сепаратизм?.. - Le Temps
15:01  Куаныш Бишимов возглавил Казахстанскую оборонку ("НК "Казахстан инжиниринг")
14:57  Жанар Жаилганова возглавила Агентство по делам госслужбы Казахстана
14:55  Алик Шпекбаев назначен главой Антикоррупционной службы Казахстана
08:43  Нацики рвутся в новую УкрРаду, - Л.Шаповалов
07:44  Третий мир начинает мусорную войну с первым. Азиатские страны отказываются ввозить чужие отходы, - "НГ"
07:41  Информационное поле Турции зачищают под Эрдогана, - Т.Ахметов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Ринат Заитов – это казахский Высоцкий. Ч.2, - Н.Даутбек-кызы
09:47 16.06.2019

Ринат Заитов - это казахский Высоцкий. Как надо правильно презентовать поликультурному обществу казахский "айтыс" (мушайра, соревнования бардов, рэп-баттлы )

Часть 2.

Много лет назад, на международной конференции в Ашхабаде (Ашгабат) мне запомнился один интересный эпизод. Я разговаривала с одним участником, который был, кажется, этническим туркменом родом из Ирана, работавшим некоторое время послом Туркменистана в Афганистане; он говорил по-английски. Узнав, что я из Казахстана, он попытался вспомнить что-то о нашей стране и вдруг, широко и снисходительно улыбнувшись, сказал, что однажды случайно посмотрел по нашему телеканалу "Хабар" зрелищное музыкальное представление (из чего он, как оказалось, успел сложить свое мнение о традиционной казахской культуре).

По его словам, казахские певцы с домброй в руках эмоционально "пели песни", сидя друг против друга. При этом в глазах этого интеллигентного человека и дипломата проскользнула легкая насмешка, которую он не сумел скрыть от моего пытливого взора. Я сразу поняла, что речь идет о нашем традиционном айтысе - состязаниях поэтов-импровизаторов, которое на самом деле не имеет ничего общего с пением и музыкой. Музыкальное сопровождение, мелодия, вокал в айтысе - абсолютно не важный, второстепенный вопрос. Исполнители дастанов или спонтанных поэтических монологов прибегают к монотонному напеву, речитативу (певучая декламация). "Музыка" во время поэтической импровизации акына чаще сводится к простому бренчанию на домбре.

Я испытала легкий конфуз оттого, что этот иностранец, человек мусульманской культуры, не понимая казахского языка и лишь увидев данное зрелище, мог подумать о нашей культуре. Можно догадаться: "primitive music" и т.п. На минуту растерявшись, я все же быстро отреагировала: "Это - не то, что Вы подумали. Это, знаете… как называется… ну, это - мушайра!". Стоило мне вспомнить и произнести это заветное слово (в казахском языке оно тоже бытует как синоним "айтыс"), и теперь растерялся он, лицо его вдруг стало очень серьезным, и он переспросил с удивлением: "Так это было мушайра?!!!".

Общеизвестно, что соревнования поэтов (шаиров) в исламском мире называются "мушайра". Они были распространены еще у древних арабов. В нашей Центральной Азии, такие состязания были популярны вплоть до ХХ в. Современные мушайра в Пакистане и на севере Индии определяются как "форум свободного самовыражения". Хотя стоит сказать, что они во многом утратили форму словесной импровизации, а больше напоминают съезды и вечера поэзии.

Думаю, наш иранский туркмен потом долго переваривал полученную от меня важную информацию, которая, надеемся, немножко изменило его мнение о типологии и классификации казахской культуры, о цивилизационной принадлежности казахов, исходя из аналогии с традициями других стран мусульманского Востока. Хотя понятно, что в казахском айтысе отражается синтез исламской мушайра с более древними, самобытными формами мнемонического искусства кочевников Евразии. Именно у казахов, кыргызов и каракалпаков дар поэтической импровизации, связанный с кочевническим прошлым, хорошо сохранился вплоть до начала ХХ века и возрождается в наши дни. Хотя роль исламо-суфийского фактора в этой традиции тоже нельзя преуменьшать (почему, например, те же монголы, хотя и кочевники, не являются и никогда не были поэтическим народом).

В связи с рассказанным случаем мы лишний раз убедились в том, что казахи часто не видят себя со стороны, не волнуясь по поводу того, как в действительноcти воспринимает их мир. Наши идеологи и имиджмейкеры особо не ломают голову над тем, как нужно продвигать, пропагандировать и разъяснять те или иные национальные обычаи и традиции (даже то же употребление мяса конины); как порой адекватно определить и найти удачный иноязычный эквивалент, аналог феномена нашей культуры в других культурах - чтобы быть понятым, принятым и уважаемым.

В частности, я подумала тогда, что во время трансляции казахского айтыса по ТВ наши журналисты могли бы догадаться дать пояснение и рекламу бегущей строкой на русском, английском (возможно, и турецком) языках - о том, что в прямом эфире идет "мушайра", состязания казахских поэтов-импровизаторов. Не исключено, что даже многие наши русские соотечественники или русскоязычные казахи, случайно наткнувшись на "айтыс" по телевидению или интернете, наверняка посмеиваются, не воспринимают его всерьез, думая, как же примитивно "поют" эти номады.

И даже просто слово "айтыс" ничего не говорит иностранцу или неказаху, т.к. без всестороннего разъяснения и настоящей рекламы это все равно для них - какие-то непонятные "курлы-мурлы". И винить их мы не можем. Потому что их нормально не просвещают, еще со школы, не преподносят удобоваримо казахскую традицию и историю. Казахи-традиционалисты во главе с чиновниками от культуры беспечно варятся в собственном соку, в своей самовлюбленности редко задумываясь о том, достойно ли, цивилизованно ли выглядим мы со стороны, как нас воспринимает не говорящий по-казахски, не знакомый с нашей культурой и языком человек внутри или за пределами страны.

Итак, айтыс - это не музыкальное представление, не концерт и песни, а устно-вербальный поединок, поэтический дебат, рэп-баттл. Главное в айтысе - вербальная сторона, т.е. красноречие, рифма, поэзия, а также смысл изрекаемых слов, выражаемые поэтом мысли и идеи. В настоящем мушайра (как у казахов) царит дух абсолютной импровизации, чем и привлекают, завораживают эти состязания слушателей и весь народ. Складная, рифмованная речь рождается прямо на публике в ходе словесных баталий, через творческое вдохновение, подключение акына к тайникам своего подсознания, посредством мистической связи с аруахами и пирами поэзии (как верили наши предки).

Лучшие образцы айтысов можно назвать также поэтическими памфлетами или морально-дидактическими обращениями к современникам. Многие импровизации в истории казахской культуры были впоследствии зафиксированы письменно, и эти тексты являются настоящими литературными памятниками, которые изучаются на уроках казахской литературы в школах и университетах (например, айтыс Биржан-сала и Сара-акын; состязание Джамбула и Кулмамбета, словесная баталия между Суюнбаем и кыргызским импровизатором Катаганом).

(окончание следует)

Назира Даутбек-кызы

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1560667620


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх