КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 21.10.2019
23:01  С китайских Душистых гор повеяло порохом. Генерал Вэй Фэнхэ готов возглавить десант на Тайвань
22:42  Пакистан предложил "Талибану" заключить негласное перемирие с США
22:33  Президент Жээнбеков убыл с визитом в Японию. Просить денег?
20:41  "Золотой король" Ташкента А.Алиев о фабрикации своего "дела" и 7 годах в "Жаслыке"
16:54  США в Сирии. Весьма преуспели в... бегстве, - А.Медведев
16:35  Жирный КВНщик Сивохо ("Золушок") стал советником секретаря СНБО Украины по вопросам Донбасса
14:47  Возрождение нового Турана: когда зацветет чинара? - С.Тарасов

14:45  Русско-китайское "сердечное согласие" как данность, - Я.Вяткин
14:43  Турецкие чиновники боятся ездить в США
14:41  Советник президента США Кислин рассказал, как Порошенко украл деньги Януковича
14:36  Американцы уходили из Сирии, бросая личные жетоны, служебную документацию и флаг техасских повстанцев
14:29  Претендент на франц-престол принц Жан-Кристоф Наполеон Бонапарт женился на своей восьмиюродной тетке (видео)
14:00  В столице Таджикистана сносят исторические дома (видео)
12:16  На Иссык-Куле прошла международная конференция "Женщины мира за Человека, Культуру, Живую Природу".
11:49  Ультиматум Чавушоглу. Турция дала курдам еще 35 часов чтобы спрятаться и разбежаться
11:45  Канделаки не помогла. Топ-менеджеров "Астана Моторс" Афонина и Джунисалиева алматинский суд посадил на 8 лет
11:13  Буквоедение. КазПрез Токаев поручил усовершенствовать новый латинский каз-алфавит
10:12  Отстранен от должности замрука аппарата Кырправительства и обвинен в взятках - "правая рука" премьера Б.Калмуратов
09:16  Отношение Европы к Турции испортилось окончательно, - Беат Балзли
08:42  На севере Сирии турки применили против курдов то ли напалм, то ли... белый фосфор, - "НГ"
08:24  Пентагон ищет новые способы борьбы с Ираном, - И.Субботин
08:12  На индо-пакистанской границе снова бои местного значения - есть потери
07:55  Международный арбитраж обязал Узбекистан выплатить турецкому бизнесмену Гюнешу $40млн
07:44  На корабль ВМС США Portland установят первый боевой лазер
07:39  В Сирии Россия с радостью заполняет пустоту, оставляемую американцами, - New York Times
07:33  УзбПоэта Махмуда Раджаба приговорили к условному сроку за ввоз "запрещенных" книг
06:59  В Узбе - дефицит руководителей среднего звена. "Руководители сфер и отраслей на местах „закостенели"", - Ш.Мирзиеев
00:47  Фальшак! Вряд ли Кейт Миддлтон надела бы "современный" казахский национальный костюм, - Н.Нуртазина
00:16  Коммунизм и "национальный" капитал: кто примет вызов империализма?
00:09  Загадки Золоторевской битвы. Как русские, мордва и... енисейские кыргызы пытались остановить монгольское нашествие
00:08  Почему Таджикистан не смог избавить от бедности 1 млн человек?
00:07  Угольные войны России: как политика мешает экономике Казахстана
Воскресенье, 20.10.2019
21:45  США разбомбили свою же военную базу в Сирии - Клейб
20:16  Узбекистан. Проблемы кишлаков Марджанбулакского золотодобывающего рудника (журналисткое расследование )
16:11  Ведрошское побоище 1500 года. Какая забытая битва изменила ход истории и сделала Москву - Третьим Римом?
16:09  Протесты желтых жилетов во Франции затухают? - Э.Лимонов
16:06  История о том, как в Казахстане сносили памятник Ермаку
16:04  Немонгольская империя: когда Монголия стала монгольской
11:52  Кто и как готовит реквием по "Астанинскому процессу"
10:58  На переговорах с Эрдоганом Трамп победил или проиграл? - А.Запольскис
10:49  Без баб! Ташкентский депутат Кабул Дусов требует запретить женщинам заниматься политикой
09:57  Как Узбекистан передает свою госсобственность в частные руки
09:27  Тюрьмы Таджикистана забирают жизни и создают чудовищ, - К Ибрагимова
09:11  С переменным узбеком: в Средней Азии борются с "развратом" на сцене, - И.Кармазин
06:53  Кто кому популиз(ст). УзбПартии изображают соперничество
01:07  В Таджикистане открыт памятник погибшим бойцам-миротворцам КазБата
00:47  Кто выиграл от остановки турецкой операции против курдов, - Г.Мирзаян
00:45  У протестов в Гонконге обнаружили украинские приметы, - К.Казанцева
00:37  В Ташкенте сносят Имперский (русский) военный городок
00:36  Наступление неолиберального фашизма, - С.Кожемякин
00:22  14 октября - конец независимых СМИ в Узбекистане, - Ю.Юсупов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Фальшак! Вряд ли Кейт Миддлтон надела бы "современный" казахский национальный костюм, - Н.Нуртазина
00:47 21.10.2019

Вряд ли Кейт Миддлтон надела бы

казахский национальный костюм - в нынешнем, фальсифицированном его варианте

Несмотря на многочисленные публикации на тему казахского национального костюма, необходимости восстановления его истинных образцов (например, "О возрождении подлинного национального костюма и танцев казахов"// https://www.altyn-orda.kz/ и др.), а воз и ныне там. А ведь в русской поговорке говорится: "По одежке встречают…"

И вот, это горькая правда, что окажись в Казахстане, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон, вежливо улыбаясь, дипломатично отказалась бы одеть на себя казахскую национальную одежду. В особенности, пугающие любого человека, у которого не притупилось эстетическое чувство, наши "девичьи" (может лучше медвежьи?) головные уборы.

У нас не шьют верхнюю национальную одежду - чапаны и камзолы - из легких, летних тканей (атласа, бархата, шелка, ситца); у нас не дарят иностранцам легкие летние шапочки и тюбетейки. Вместо этого бестактно водружают на головы гостей безобразные скоморошные колпаки, вешают на них тяжелые, отороченные мехами халаты из грубых тканей. Однако при этом мы хотим, чтобы гости отвечали нам благодарностью и осыпали комплиментами.

Зато во время визита в Пакистан Кейт Миддлтон с удовольствием, в знак уважения к стране, да и наверняка ради собственного комфорта одевала национальную одежду пакистанской женщины. И как она прекрасно смотрелась в этих изящных нарядах: длинных туниках из хлопка, шелка, со вкусом расшитых восточными узорами, шароварах, даже в хиджабе, когда посетила с принцем Уильямом мусульманскую мечеть!

Восхитителен был образ Кейт в легкой национальной тюбетейке с перьями, при этом ее окружали местные девочки в таких же шапочках с разноцветными перьями. Конечно, восточная шапочка Кейт Миддлон - это во многом стилизованная шапочка-таблетка (почти английская, что, конечно, близко сердцу герцогине Кембриджской). Она украшена перышками и в то же время напоминает шапочку сказочной Шехерезады.

Мы же, наблюдая эти умилительные сцены, подумали про себя с удивлением: а ведь эта пакистанская тюбетейка Кейт Миддлон - почти копия исчезнувшей у нас на глазах (как и почему? и кто виноват?) традиционной тюбетейки казахской девочки! Да, летняя легкая круглая шапочка казахской девушки - именно она была символом красоты, нежности, изящества их обладательниц, и воспевалась их возлюбленными в песнях и стихах!

Но с некоторых пор (примерно с 80-х гг. ХХ в.) в Казахстане некий злой Саурон решил негласно запретить женскую тюбетейку - возможно, как вредный символ пантюркизма и панисламизма (т.к. это общий для всех народов мусульманской Центральной Азии традиционный головной убор). И начали нас насильно то ли возвращать к языческим предкам, то ли моделировать "по образу и подобию" племен Сибири, Якутии, с которыми нам следовало теперь дружить.

В итоге в республике стали массово шить и распространять для артисток и певиц какие-то странные шапки и шлемы (конечно, дешевые, на картонной основе, обшитые цветной тканью, с грубыми аппликациями). Они всегда оторочены пушистым искусственным мехом, а на макушке имеют торчащие проволоки, на которых прикреплены перья "совы". Стыдоба, да и только. Ни один нормальный ребенок, девочка не могут полюбить такую шапочку, потому что у детей врожденное чувство прекрасного, и они инстинктивно тянутся к вещам, которые им нравятся и, наоборот, боятся грубых, колючих, острых и пр. предметов.

"Пантюркистская" и "панисламисткая" девичья тюбетейка у казахов как раз была другой: маленькой, изящной, мягкой, плюшевой (на тканевой основе), круглой или овальной, вышитой шелковыми, золотыми нитками. И каждая девочка с детства любила и не расставалась со своей нежной и яркой тюбетейкой. А ведь прошло 30 лет "Независимости", в течение которых можно было исправить положение, вернуть миллионам казахстанских девочек для утренников в детских садах и школьных концертов расшитую по канонам прекрасную легкую тюбетейку - "қыз тақиясы", "зер тақия"!

Вообще, создается такое впечатление, что нашим чиновникам от культуры, людям искусства, армии артистов нужно еще прочитать лекцию о географии и климате Казахстана - о том, что не надо путать "солнечный Казахстан" с тундрами, тайгой, Чукоткой, даже суровой Монголией, ибо в нашем климатическом поясе все-таки всегда были и есть все четыре сезона года, в том числе, слава Богу, веселое жаркое лето.

Все праздники казахов-кочевников, тои и тризны происходили именно летом, на джайляу (летовках). Поэтому национальный костюм у нас по идее должен быть представлен летними вариантами - наиболее репрезентативными, яркими, разнообразными, притягательными: тюбетейками, летними камзолами. Да и вообще, в качестве национального костюма у всех современных народов демонстрируются всегда летняя одежда, либо то, во что были обычно одеты эти люди внутри своих жилищ, во время праздника и т.д.

В России никто не выходит на сцену петь или танцевать в меховой шубе и шапке, хотя именно эта страна знаменита своими зимами, морозами, шубами и меховыми шапками. Надо также учесть, что шить для артистов зимние варианты костюма - это всегда дорого, затратно, ведь это дорогие меха, плотные дорогие ткани. Исключения должны делаться для кино и спектаклей, если действие происходит в них в зимнее время.

Если же вспомнить настоящую тюбетейку, то в древности у всех народов Центральной Азии, также Южной Азии, Ближнего Востока, Малой Азии, и особенно у богатых кочевников - казахов, туркмен, кочевых узбеков, киргиз - девичьи тюбетейки были, конечно, богато расшиты золотой канителью, украшены драгоценными камнями и жемчужными бусами (а не безвкусными аппликациями и узорами). Даже в начале XIX века казахские девушки носили шапочки (такия) с драгоценными камнями и даже могли со вкусом украсить их пером павлина (считавшиеся очень дорогим аксессуаром эти перья, видимо, завозили из Индии).

Разумеется, в ходе модернизации, культурных контактов, под давлением социальных условий жизни национальный костюм и особенно дорогостоящие девичьи головные уборы упрощались, трансформировались. Поэтому на исторических фотографиях начала ХХ века мы видим, как казашки одеты в красивые тюбетейки, но уже без всяких птичьих перьев (тем более перья во многом несли функцию оберега, и их наличие было связано с выбором - верить или не верить в талисманы и амулеты).

Метаморфоза, которая произошла с нашим национальным костюмом весьма странна… Причем исчезли вместе как традиционная тюбетейка, так и сшитая по традиционным канонам "борик" - небольшая утепленная круглая шапочка казашки, отороченная мехом выдры или ондатры (но ни в коем случае не пушистого зверя типа лисы или песца!).

Вместо этого "люди искусства", занимающиеся отсебятиной артисты и певцы нахлобучили на свои головы огромные безобразные "дагестанские папахи", песцовые шапки, лисьи тымаки, остроконечные шлемообразные шапки с огромными "индейскими" перьями - видимо, зачарованные образами людей из каменного века и сакско-скифской древности. Хотя чаще это попросту выдуманные образы, обязанные своему происхождению фантазии горе-этнографов, горе-дизайнеров и горе-костюмеров.

В то же время мы не исключаем и антиисламскую подоплеку всего этого. Дело в том, что настоящие миниатюрные тюбетейки и шапочки-борик казахских девушек были таковы, что в истинной казахской традиции поверх этих мягких, плюшевых шапочек с крошечным (!) пучком мягких перьев могли завязываться платки (для незамужних девочек - цветные, красные, синие, зеленые и т.д.), а также теплые шали. А такая историческая правда может навести казахов, по мнению советских и современных идеологов ("как бы чего ни вышло") на крамольные мысли и далеко идущие "идеологически вредные" выводы….

А что именно? Просто если наглядно показывать и восстанавливать наш истинный костюм, реальные размеры и формы, подлинные модели головных уборов (что немаловажно - как выглядел реально "пучок перьев совы"), т.е. основываясь на музейных экспонатах, исторических документах и этнографии, то начнет рушиться великий советский и постсоветский миф о том, что "казахская девушка, кочевница никогда не носила платок"!

А ведь есть даже такая известная фотография конца 19 века (Павлодар. Две девушки возле юрты поверх тюбетеек накрыли головы своими чапанами), материалы из устной истории, интервью дедушек и бабушек. Моя покойная бабушка Бибатима, родившаяся в 90-е годы 19-ого века и прожившая 97 лет, рассказывала, как они, будучи кочевниками, в ауле в восточных регионах Казахстана, в прохладное время поверх тюбетейки или борика завязывали цветные шали и платки. Платок поверх тюбетейки требовался, разумеется, во время чтения намаза, посещения мечети и т.д. Кстати, в татарской культуре все женщины - и молодые и старые - носили маленькие тюбетейки на макушке и уже поверх нее носили хиджаб (шаль, платок). А можно ли завязать платок или набросить шаль поверх сегодняшних, двухметровой высоты головных уборов казахских "саков" и огромных "медвежьих" шапок с пушистым мехом? А значит, тюбетейка может быть вредна нашей идеологии тем, что может ….открыть дорогу хиджабу. Sapienti sat.

Кстати, популярные у наших мужчин-националистов экстравагантные лисьи "тымаки" (зимние треухи с затылочными и заушными клиньями) у казахов предназначались только детям, мальчикам. Для взрослых мужчин шили тымаки из овчины, каракуля - как более подходящие взрослому человеку, мусульманину. При этом надо помнить, что этот головной убор одевали вообще очень редко - в экстремальное время, во время степной непогоды, снежных буранов. Можно сказать, что тымак - это элемент рабочей, профессиональной одежды пастухов, табунщиков, рабочих.

Никто не против разумной стилизации традиционного костюма для современных артистов, для повседневной жизни, в какой-то степени модернизации и адаптации к реалиям времени. Такое закономерно происходит со многими элементами традиционных культур в ходе интеграции в современную цивилизацию, из-за коммерциализации и т.д.

Более того, надо упрощать, удешевлять, рационализировать наш чересчур архаичный и дорогостоящий национальный костюм (за исключением съемки исторических фильмов, также особо значимых мероприятий государственного масштаба). В век рыночной экономики нецелесообразно тратить на костюмы артистов много денег, в том числе можно отказаться от птичьих перьев, т.к. они если натуральные, то стоят недешево, а также все это может вызвать критику у мирового сообщества (т.к. сова, филин - редкие птицы, которых нельзя уничтожать ради украшений).

Именно из-за непрактичности и серьезных искажений канонов предлагаемой современным рынком национальной одежды, казахи перестали носить ее в повседневной жизни, т.к. это выйти на улицу в этих блестящих, тяжелых и "безразмерных" чапанах, волочащихся по полу платьях с сотней оборок (хотя такого и в помине не было у предков), зайти в троллейбус в картонном "шлеме" с высокими перьями на макушке…. такое, конечно, будет настоящей комедией.

Отталкивает наш "елочный" этнический костюм с огромными узорами и практикующих мусульман-казахов, которые поэтому предпочитают ближневосточный стиль. Отсюда - растущее непонимание, раздробленность между самими казахами. Между тем, народы, которые сохранили более или менее нормальные традиции в национальной одежде - те же турки, таджики, туркмены, узбеки и др. - спокойно и не стыдясь носят свои тюбетейки или легкие кафтаны в повседневной жизни, т.к. они и просты, и не выходят за рамки исламских канонов.

Таким образом, у нас модернизация национального костюма развилась в сторону "беспредела" и неограниченной фантазии артистов. Категорически нельзя позволять нарушать наиболее общие каноны, принципы, традиционный покрой, цветовую гамму, ключевые характеристики традиционной одежды предков. Кто-то должен, наконец контролировать выпуск и процесс реализации национальной одежды, формулировать дресс-код для публичных персон, исполнителей этнической музыки и танцев и т.д. Почему-то нам нельзя даже в мельчайших деталях искажать рисунок, эмблемы на государственном флаге и гербе, ни одно слово или ноту в содержании государственного гимна РК, в то время как с национальным костюмом позволительно обращаться как вздумается.

Н.Нуртазина,
доктор исторических наук

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1571608020


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Председатель Мажилиса посетил Синьцзян-Уйгурский автономный район
- Постановление ЦИК РК от 26 апреля 2024 года №26/30
- Казахстан начал методичный процесс зачистки информационного пространства от радикалов, провокаторов и агентов влияния
- Казахстан заинтересован в экспорте автомобилей отечественного производства в Афганистан
- 100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
- В Астане прошло Совещание министров обороны ШОС
- Как ведется борьба с незаконным строительством в предгорной зоне Алматы
- Виновный в смертельном ДТП с участием автобуса приговорен к 8 годам лишения свободы
- О ликвидации нарколаборатории
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх