КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 17.11.2019
22:12  Исполнился год как "желтые жилеты" крушат Францию. Доколе? - Э.Лимонов
22:10  Почему провалилось второе монгольское вторжение в Европу?
20:05  ТашХокиму Артыкходжаеву не дадут покуражиться. Разбором его брани займутся на самом верху
18:17  Киргизская коррупция дошла до консулов?
14:22  Существует ли в действительности Индия? - Иммануил Валлерстайн
14:20  Узбекские политические партии в преддверии выборов попиарились на межнациональной розни
14:14  Одичал от безнаказанности. Ташкентский хоким угрожает журналистам

14:13  Национальная идеология как предмет дискуссии о свободе, - Б.Алимджанов
13:17  Россия - колониальная империя? Степные рубежи, - новая книга амер-историка Майкла Ходарковского
09:35  Как Русь платила дань Орде. Видео-доклад историка В.Кучкина
07:38  Из тени в свет. Рентное общество современного капитализма (рецензия)
00:51  Свечка в тоннеле узб-экономики. Причины инфляции – в тотальной коррупции
00:45  Зачем Узбекистан за гроши поставляет электричество в Афган, - разъясняет вице-министр Ходжаев
00:10  Почему Украина стала страной-лузером
00:04  Казахская Традиция может стать духовным драйвером для цивилизации будущего. Ч. 1, - Н.Нуртазина
00:02  Удержит ли на сей раз Иванишвили власть в Грузии?
Суббота, 16.11.2019
22:15  Арестован СБУ глава "Укрэксимбанка" Гриценко
20:34  В Украине пойман живым матерый "эмир" джихадистов Шишани (ранее неоднократно "погибавший")
20:04  Обменяет ли все-таки Эрдоган С-400 на миллиарды Трампа, - Взгляд
18:56  "Кто есть кто" о династиях в дипломатической сфере Кыргызстана
18:08  Ирак и Ливан. Протесты под фальшивым флагом, - С.Кожемякин
12:41  Смачный микс: азиатский Октоберфест, морепродукты и цветение сакуры
12:36  Казахстан в этом году уже покинули на ПМЖ 34 тыс человек. Уезжают горожане
12:24  В поезде неожиданно умер перспективный рос-политик Никита Исаев (лидер "Новой России")
09:48  Зачем нужен импичмент в прямом эфире. В борьбе за отставку Трампа его противникам важен сам процесс, - "НГ"
09:43  Михаил Шатов - забытый Герой Советского Союза из Киргизии
09:14  Президенту Киргизии С.Жээнбекову исполнился 61 год
00:48  Компании Кыргызстана несколько месяцев не могут выпустить ценные бумаги. Из-за бардака в правительстве
00:04  Европа идет на обострение c Россией. Ашхабад и Брюссель разрабатывают "дорожную карту" энергетического сотрудничества
00:01  Сомали или Сингапур? Два пути для Кыргызстана, - А.Тусупбеков
Пятница, 15.11.2019
23:53  Водительские права Брежнева продали на торгах за 1,55 миллиона рублей
20:27  Рубль в ближнем зарубежье: тенденции и сделки
18:44  Рубежи Кыргызстана и Таджикистана: из-за бездействия властей баткенцы будут охранять собственным ополчением - "Чек ара"
16:46  Foreign Policy: как Эрдоган опять перехитрил Трампа
16:42  Новая реальность, самоорганизация и управление будущим. Мир находится в точке бифуркации.
16:38  Свои люди: в СПЧ предложили создать совет по защите россиян за рубежом
16:35  Самой красивой женщиной Азии признали певицу из Южной Кореи Лалису Манобан (видео)
16:34  Центральной Азии нужна не новая "Большая игра", а "Большой подъем", - Р.Алимов
16:31  Как шпион "Шмид" стал "убитым студентом" и спровоцировал Бархатную революцию 1989 года в Чехословакии (полит-технологии)
16:30  За год до выборов: кто помогает Рахмону укрепить власть в Таджикистане? - Регнум
16:28  Как Госдеп вербует оппозиционеров со всего бывшего СССР. Часть 5
16:25  Кто и зачем напал на погранпост в Таджикистане? - П.Муллоджанов
16:23  Эрдоган не прогнулся под Трампа и сохранит российские ракеты
16:22  Strategist: какие перспективы откроет перед человечеством "Космос 3.0"?
16:16  Пора вырвать природные богатства России из лап олигархов, - С.Удальцов
15:00  Из сейфа КырГКНБ пропала взятка $200 тысяч, конфискованная у начальника управления Генпрокуратуры Чалбаева
13:21  КРС против МРС. КазМВД ужесточит наказание скотокрадам
13:13  Дороги в никуда. Принята "Региональная транспортная стратегия ЦАРЭС"
13:03  Тотальная мирзе-демо-кратия. УзбЦИК зарегистрировал всех 750 кандидатов от "независимых" партий на выборы
12:34  Ислам и казахи: состоялось ли нравственное возрождение нации? - САМ
12:33  Сможет ли Казахстан вернуться из третьего мира в первый? - Чокан Лаумулин
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Казахская Традиция может стать духовным драйвером для цивилизации будущего. Ч. 1, - Н.Нуртазина
00:04 17.11.2019

В список нематериального наследия ЮНЕСКО (Instangible Cultural Heritage Lists) от Казахстана должен быть включен Кодекс чести казахского воина-номада "мәртлік" (martlik)

Часть 1.

"В будущем новый центр человечества
может переместиться…
дальше вглубь континента,
куда-то между Китаем и Россией
(двумя историческими укротителями
евразийских кочевников"

(Арнольд Джозеф Тойнби, 1889-1975,
профессор, британский философ,
историк, футуролог).

1. Казахская Традиция может стать духовным драйвером для антропологически ориентированной цивилизации будущего и моделирования нового типа Homo Moralis.

Современные философы озвучивают страшный диагноз человеческому сообществу: по сути исчезновение, уход Человека с исторической сцены и замена его другим существом (киборгом, мутантом, транс- или постчеловеком). "Проблемность усугубляется тем, что мировое экспертное сообщество пока не выработало согласованного видения того, что с этими изменениями можно и нужно делать, как их можно адекватно описать и какие рядом предложить новые образы и представления о человеке. Эксперты не имеют ни ясных новых представлений о человеке, ни тем более согласованного видения" (С.А. Смирнов). В то же время предполагается, что альтернатива, возможный созидательный антропологический тренд это - духовное преображение Человека, поиск и созидание нового Антропотипа.

Последовавшее за актом провозглашения политической независимости (1991 г.) этническое возрождение Казаха в XXI веке совпало по времени с беспрецедентными духовными вызовами планетарному человечеству. Осознание и принятие ответственности за судьбы человечества, равно как и за свое национальное будущее неизбежно должно внести коррективы в национальную модель молодого независимого государства.

Сегодня стало уже очевидным, что постсоветскому миру и Казахстану в особенности незачем заниматься буквальным повторением "капитализма" (рыночной экономики и либеральной демократии) - в том смысле, чтобы обязательно переболеть всеми недугами Запада, типа продвижения гей-культуры, постгендерных людей, абсолютного отрицания соборности и ортодоксальной духовности, уничтожение аристократического духа, дегуманизации человека под влиянием культа потребительства и др. Заметим, что идея о необходимости минимизировать негативные последствия глобализации для своей нации звучала во многих работах и выступлениях Первого Президента РК Н.А. Назарбаева.

С другой стороны, требуется более глубокое переосмысление Этничности, Традиционализма, Аристократизма и других важных категорий. На основе реинтерпретации культуры и своего исторического опыта нам необходимо одухотворить и осовременить Казахскую Идею, открыть глубокий смысл "Казахскости" (Kazakhness, Qazaqlyq) и выстроить действенную культурно-цивилизационную модель страны.

В своей завершенной форме Казахская Традиция в плане геокультурного пространства идентифицировалась с воинственным Номадизмом тюрко-монгольских племен Евразии, в то же время по культурно-цивилизационному коду отличаясь от мира восточных кочевников сбалансированной интеграцией в духовное поле Ислама. Посредством исламизации тюркский номадизм обрел две важные вещи, неизбежные на пути к Цивилизации: Этику и Рациональность.

Самым захватывающим моментом при реконструкции исторической судьбы и духовного наследия нашего многострадального народа на фоне острого Антропологического Вызова человечеству третьего тысячелетия будет то, что истинная Казахская Культура в ее "золотой век" (а это примерно XIV-XVI вв.н.э.) являла собой всеобщий культ Совести и Чести ("Ар", "Ар-уждан", "Намыс"), Доблести и Благородства ("Ерлік", "Мәртлік", "Бекзатлық"), Мудрости ("Ақыл", "Даналық").

Сообщества конно-кочевых номадов Евразии изначально возникали в результате естественного отбора, когда лишь самые храбрые, стойкие, терпеливые, преданные смогли войти в "касту" профессиональных воинов-завоевателей (степных "кшатриев"). Так, мир для Казаха оказался навсегда поделенным на два лагеря - массы презренных продажных тварей и благородных героев (у тюрков "ер"). Смысл земного существования для наших предков состоял в том, чтобы стать героем и совершить подвиг - на поле боя или в духовном поединке с самим собой.

О гипертрофированном чувстве чести, культе благородства, восхвалении Человека-Рыцаря свидетельствуют исторические летописи о тюрках, традиционные казахские генеалогии, богатейший фольклор и уникальный героический эпос, сохранившиеся в коллективной памяти народа степные саги и афоризмы. Иными словами, в тюркской (казахской) культуре номадов Великой Степи определяется сильнейший антропологический, аристократический (духовно-этический) уклон.

Однако в силу трагических перипетий истории XVIII-ХХ вв. уникальное Духовное Наследие и Аристократический Этикет казахов подверглись сначала внутренней эрозии и девальвации (народ был сам завоеван, разоружен и деморализован со второй половине XIX в.). Потом нравственный кодекс предков и вовсе оказался под запретом коммунистической идеологии (1918-1991 гг.). Духовные принципы казахов-кочевников были подвергнуты остракизму и стерты из коллективной культурной памяти, на самом же деле - они были просто вытеснены в маргинальные области культурного бытия, в среду малочисленных и неавторитетных в те времена носителей этнического самосознания, тайных хранителей Знания Предков.

Парадоксально, что в Казахстане, когда-то в своей истории имевшем эффективную систему духовной "селекции" человека, сегодня накопились серьезные противоречия и проблемы в сфере культуры и ментальности: в вопросах формирования общенациональной идентичности, преодоления крайностей вестернизации и исламизации (псевдорелигиозности), проблеме молодежного суицида и т.п.

После 1991 года по причине тяжелого наследия прошлого, массового исторического беспамятства нескольких поколений, некомпетентности и коррумпированности государственных чиновников и др. факторов внутри страны и за ее пределами стали тиражироваться профанированные представления о казахской культуре, граничащие с карикатурой. До сих пор глобальной публике со стороны РК наукообразно преподносятся "удобные", сознательно или бессознательно искаженные модели и эталоны кочевой традиции.

К примеру, в плане культурной идентичности страны искусственно выпячиваются паттерны Язычества (Шаманизма), прямо или косвенно поощряется культ Чингис-хана, тогда как, наоборот, замалчивается реальное и глубокое влияние на национальное кредо казахов великолепного Суфизма - кладези духовной мудрости Востока, имеющего мировое значение. Сами казахи и жители Казахстана в большинстве своем находятся в наивном заблуждении, в плену стереотипов относительно Этнической Традиции, т.к. не осведомлены об ее первоначальном духовном смысле, путают истинный культурный прототип с поздними профанированными и деформированными образцами.

Таким образом, повсюду распространилось упрощенное и слишком "овеществленное" понимание кочевой культуры казахов с ее главным стереотипным образом примитивного Кентавра, получеловека-полуконя на фоне унылого набора предметов этнографии и археологии кочевников (юрта, домбра, бешбармак, баурсак, беркут, дастархан Наурыза, остатки городищ, могильники и т.д.). Отсюда уже не так далеко до ультра-дикого "кочевника" Кхала Дрого из "Игры престолов", не правда ли? А еще наше этническое прошлое многие стали ассоциировать с идейно размытой, какой-то бестолковой, "карнавальной" культурой шутов с безраздельным господством вокала и музыки.

Корни забвения Духовной Традиции казахов лежат, как отмечалось, глубоко. Советские идеологи, пропагандируя свой "Кодекс строителя коммунизма", сознательно игнорировали именно нематериальное (идейное, духовно-этическое) измерение всякой национальной культуры. Во всех подвластных республиках поощрялся однобокий интерес к музыке, песням и танцам, этнографии и археологическим памятникам. Вопросы изучения духовного мироощущения, аристократического начала, психологической антропологии, этоса национальной культуры оставались в тени. Даже по отношению к русской культуре оказались табуированными целые комплексы, связанные с христианской духовностью, наследием гениальных философов и др.

Совершенно ясно, что без реконструкции духовного основания или фундамента Казахской Традиции невозможно преодолеть затянувшийся в стране кризис самосознания и идентичности, равно как и содействовать общечеловеческому благу в контексте глобализации. Иными словами, в казахской культурологии назрел серьезный поворот в сторону Сакрального Ядра и Психологической Антропологии. И одной из главных опор и в то же время яркой "изюминкой" самобытной казахской культуры определяется Нравственный Кодекс казахского мужчины-воина.

2. Кодекс чести казаха: генезис, типология, уникальность.

Кодекс чести воина был известен многим культурам, как характерный признак аристократических сословий в средневековых странах Азии и Европы. Можно вспомнить кодекс чести средневековых европейских рыцарей, "бусидо" японских самураев, бедуинский кодекс "мурувва" или "футувва". Последний после критической переработки в духе Корана был принят в систему исламской этики.

Забегая вперед скажем, что кодекс казахов уникален и беспрецедентен ввиду следующих обстоятельств: 1) сохранился как кредо нации вплоть до ХХ-ХХI вв. 2) был универсальным для всего общества, всех мужчин и даже отчасти женщин; а не только был узкосословным явлением 3) в результате трагической истории последних веков трансформировался в кодекс ненасилия духовного воина/святого (н-р, такое дополнение, пункт Кодекса "Таспен атканды аспен ат" ("Он в тебя кидает камни, а ты его "забрасывай" хлебом/угощениями").

Устав или кодекс поведения мог быть, конечно, зафиксирован письменно, но у воинского класса, тем более кочующих номадов, эти правила бытовали в изустной форме - в виде лаконичных афоризмов и четких тезисов, которые нужно было не просто знать, но и буквально вжиться в них и передавать своим наследникам даже на бессознательном уровне. У тюрков и древних арабов, этих "трубадуров" и "донкихотов" пустынь и степей, прирожденных поэтов с феноменальной памятью, кодекс чести отчасти отражался в поэтической импровизации воинов, в содержании фольклора, уникальном тюркском героическом эпосе.

В то же время, существуют различия между рыцарским кодексом (европейских орденов) и, допустим, кодексом японского самурая. В основе таких различий обычно лежат особенности религиозных воззрений. Как известно, на кодекс самурая сильное влияние оказал дзэн-буддизм (наряду с синто). Именно развитые религиозные системы с эзотерическими и др. традициями закрепляют нравственные кодексы с помощью механизма сакрализации. В буддизме и других восточных религиях самоубийство не является табуированным, отсюда - ритуальное "харакири" и пр.

Тогда как на нормах поведения средневековых рыцарей Европы или тех же казахов можно видеть отпечаток христианства и ислама. Так, последний из полководцев Великой Степи Осман Ислам-улы (род.1899) был в конце концов схвачен и с позором казнен китайцами в 1951 году. О грозном Османе-гази шумели тогда мировые СМИ; к нему в горы, на Алтай взобрался американский журналист, чтобы взять интервью…Описан рост и внешний вид: рост 185 м, мощного богатырского телосложения, особенно поразили корреспондента большие руки и ноги казахского "могикана". Крупный нос, черная борода, суровый взгляд позволили журналисту определить Османа-гази как типичного героя Азии. Ловкий наездник, он усовершенствовал свое средневековое казахское седло, встроив в него пулемет...

Герой, штурмовавший небо, объявивший газават двум тоталитарным державам - СССР и Китаю, на долгое время создав им "головную боль", великий Оспан-батыр мог бы, конечно, (казалось бы) враз покончить с собой перед пленением, но этого не произошло…. Совершить "геройский" суицид, этакое молниеносное казахское "харакири" не позволило смельчаку вовсе не трусость, а лишь крепко сидевшее с его этническом подсознании сильнейшее табу мировой религии. Философия и этика религий Откровения всегда глубже, чем в язычестве: убить себя - порой легче, чем терпеть долгие муки. Сознательно и мужественно принять боль и страдания от Бога, взойти на свою Голгофу считается в мировых монотеистических религиях более высокой ступенью нравственности и героизма.

Кстати, если бы в нашем генетическом коде не присутствовал ислам, то казахи в 1931-1933 гг. миллионами вспарывали бы себе животы, чтобы быстро уйти на тот свет, нежели медленно умирать мучительной, жуткой смертью от голода и эпидемий. А запаса героизма и бесстрашия у народа тогда еще хватало… Имело место свыше 300 отчаянных стихийных выступлений казахских мужчин против Советской власти в разных частях страны. Но в самый пик Голодомора, в этот черный час национальной истории безоружный казахский народ был словно загнанный зверь….А что сделает безоружный, изможденный и больной человек против армии вооруженных пистолетами, револьверами красногвардейцев, НКВД-шников и всяких озверевших сталинских орков?!

Итак, вернемся к Кодексу чести. Безусловно, первоначальные истоки казахского кодекса нужно видеть в раннем номадизме с его культом родовой чести и строгим воинским уставом. Можно говорить о некоем стихийном природном "рыцарстве", присущем многим мужественным племенам древности (викинги, древние тюрки и монголы). Однако впоследствии древнетюркский кодекс воина был переработан и закреплен в лоне исламского закона, в особенности под сильным влиянием суфийского кодекса "футувва" или "джаванмарди", учившего молодого человека рыцарскому поведению, философии самопожертвования и "адабам" (правилам приличия).

Было бы непростительным лукавством, если бы мы скрыли серьезное влияние на казахский кодекс исламо-суфийского фактора. Ведь даже слово "Мәртлік" (позднее грубое произношение "мәрттік") является в своем корне персидским ("мард" - идеальный муж). Тюрки-кочевники, безусловно, взяли многое от персидской рыцарской традиции "джаванмарди". Вообще, "мартом" или "жомартом" казахи называли очень щедрого человека. Об идеале "жауанмард" писал даже Абай, стремясь его переосмыслить для казахов в духе нового времени.

В то же время, повторяем, у тюркских номадов Евразии издревле был свой неписаный кодекс воинов, и был канонизирован идеал "Ер" (букв. с тюрк. "муж-герой"). До сих пор в казахском языке семантически отличаются слова одного корня "ер" и "еркек": первое обозначает больше "героя" и "настоящего мужчину", а второе - означает "самец", всякое лицо мужского пола, в том числе и самец в среде животных. В редчайших случаях "титул" или эпитет "герой" (ер) присваивался женщине: в эпосе "Кобланды батыр" читаем восторженный отзыв о матери Карлыги, за то, что она "хоть и женщина, но достойна зваться "ер".

То есть синонимом "Мәртлік" выступает иногда слово "Ерлік" (букв. "героический поступок; любое благородное деяние, достойное подражания). Также у казахов нравственный кодекс назывался иначе "Кісілік" (от древнетюрк. "киси"/"человек", в данном случае поразумевается идеал высшего человека).

Любопытны общие принципы и закономерности эволюции языческих воинских уставов под влиянием исламской цивилизации и этики. Рассматривая казахский кодекс чести "Мәртлік", мы видим, что в плане типологии он изначально имел больше сходства с арабо-бедуинским кодексом "мурувва", чем с японским или европейским аналогами.

Как и у древних тюрков, у арабов до Ислама, особенно бедуинов, общество состояло из свободных воинов, соединенных в кровнородственные племена и роды (тайпы), и социум был организован по родо-племенному принципу. По аналогии с евразийскими тюрками-номадами, нравственный кодекс кочевых арабов "мурувва" или "футувва" (с араб. "мужская доблесть", "благородство") был универсален для всего общества, обязателен для всех взрослых мужчин, а не только для отдельного сословия/касты или верхушки.

Как уже отмечалось, даже женщина у кочевых народов - в случае отсутствия мужчины или каких-то экстремальных условий самовыживания народа - должна была принять правила кодекса воина, она владела оружием и была воспитана соответствующем образом (вопреки стереотипам, арабские женщины даже в раннем Исламе были социально активны, все были опытными наездницами и стрелками, а Айша после смерти Пророка, в годы смуты, сев на свою боевую верблюдицу, даже возглавила войско в сражении против группировки халифа Али).

Главные принципы и правила идеального поведения воина у средневековых кочевых тюрков и арабов-бедуинов совпадали, это обычно культивирование: 1) честности, верности, преданности, 2) щедрости, гостеприимства, великодушия 3) отваги, смелости, терпения. Задолго до Ислама древние тюрки и арабы весьма щепетильно относились к понятию "чести".

У бедуинов все вертелось вокруг "ирд" (честь); в поздней казахской мусульманской традиции все от мала до велика должны всегда блюсти "ар" - в значении "совесть", "честь", хотя это казахское слово все же арабского происхождения (см. 15-томный Словарь казахского литературного языка /Қазақ әдеби тілінің сөздігі, том 1, Алматы, 2015, С. 572). Также указанные ценности дополнялись "асабийа" - верностью родовым узам, племенным "патриотизмом", готовностью к самопожертвованию ради имени общего предка и родичей и пр.

Когда пришел Ислам, древнеарабская языческая "футувва" никуда не делась: кредо воинов-язычников были интегрированы в новую систему этики, мусульманского закона и "адаба" (правила приличия), но через творческое переосмысление, одухотворение и гуманизацию многих его положений. Например, надо было ослабить "асабийа" и вредный трайбализм, также чрезмерную гордость; облагородить и одухотворить воинственность, воспитать уважение к законности и государству и т.д. Ислам дал древним воинственным народом (как самим арабам, так и тюркам) более углубленную философию и психологию, в частности эзотерическую идею о "внутреннем джихаде" как условии победы на внешнем плане и др.

Специалисты все же видят весьма сильное влияние на идеалы раннего Ислама древнеарабского "мурувва", например, в таких акцентах исламского учения, как восхваление щедрости, постоянного порицания пророком Мухаммедом такой черты характера, как лживость и пр. Также в мусульманизированном арабском культурном мире по-прежнему высоко ценились поэзия и красноречие. Культ слова и поэзии возник среди "детей пустыни" - языческих бедуинов, хорошо известна богатая лироэпическая поэзия эпохи "джахилийи" (поэты Имруулькайс и др.). Ислам не запретил ее, но определил для поэзии и искусства этически дозволенные рамки - в духе принятого народом нового священного текста...

(продолжение следует)

© Назира Нуртазина, 2019

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1573938240


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх