КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 18.01.2021
19:50  Путин поручил разобраться с привлечением мигрантов на стройки
19:42  Financial Times: китайская и российская вакцины пользуются большим спросом
19:34  "Хозяин" Samsung Group Ли Чжэ Ен получил 2,5 года тюрьмы
19:33  Будущее Америки, за которое проголосовали демократы, - В.Прохватилов
18:25  Универ не особо благородных девиц. Аудиторы громят легендарный КазЖенПУ
18:22  Д.Ашимбаев: Выборы – единственная возможность сказать свое "фе" в адрес акимов
17:11  Не взлетел... Экс-акима Баянаульского района (север Казахстана) Каиргельдинова за аферу с аэродромом посадили на 3,5 года (условно)

16:43  Токаев назначил новых членов Казправительства. Целых двух - Шапкенова (минтруд) и Иргалиева (минэконом)
16:40  Георгиевская ленточка для дракона. Объединят ли Пекин и Москва свои силы? - Л.Дапкус
16:35  Spectator: в США произошел государственный переворот. Как интернет-гиганты свергли Трампа
16:20  Узбекистан оставил далеко позади Казахстан в рейтинге военной мощи
16:14  Красный закат. Почему провалился план советизации Африки? - С.Костецкий
12:01  Акимат Алматы опровергает задержание своего главупра "комфортной городской среды" Нурашева
11:15  Мирзи-югенд, однако. В УзбКашкадарье эксперимент - на 10 дней хокимами районов назначены молодые активисты
10:51  Дырявый турецкий барабан: Эрдоган теряет Кавказ, - "СП"
10:45  Диктатура в законе. Новая "ханституция" и куда заведет Киргизию Жапаров? - Н.Мендкович
10:18  Экс-премьер Турции Давутоглу напророчил Эрдогану военный путч: "Его скоро устранят"
09:30  Президентский университет в Ташкенте будет рассчитан на 8000 студентов. Все как в Оксфорде и Хогвардсе
09:26  Иран готов ответить ударом на последнюю атаку Трампа - В.Мухин
01:28  Тюркизация Грузии... при Сталине (актуальная история)
01:27  Был ли Чингисхан европейцем? Что говорят генетики и археологи
01:25  Российско-китайская торговля в интерьере общих евразийских интересов, - В.Павленко
01:24  Репетиция второй "арабской весны", - С.Кожемякин
01:23  Ликбез по Наурызу для казахов. Где ты, тюбетейка? - Назира Нуртазина
01:12  КырЭстрада. Одиозная певичка Каримова снова назначила сама себя директором Ошского музучилища
00:55  Кабул снова добивается прекращения огня. Талибы заявляют, что для мирного урегулирования пока нет условий, - "НГ"
00:33  Мозг государства Чингисхана: уйгуры, которых придумали …русские
00:27  Из КОВИдного Лондона свалили даже тауэрские вороны. Кагги Карр в гнездо Джонсону, - Алан Коуэлл
00:18  При таких солидных заказчиках.. Отчего бастуют работники Gruppo RF Kazakhstan?
00:02  УкрФольксШтурм. На Украине формируется боевой кулак следующего переворота, - А.Каневский
00:01  "Спутник V" побеждает. Запад выбросил белый флаг, - Б.Билбия
Воскресенье, 17.01.2021
21:07  В Шереметьево скрутили прибывшего из Германии в закупоренном самолете "внутреннего рос-террориста" Навального
20:35  В тюрьме умер продюсер "Биттлз" Фил Спектор, отбывавший пожизненное за убийство актрисы Ланы Кларксон
20:10  Непальские альпинисты впервые в истории залезли зимой на неприступную Чогори (К2)
18:32  Библиотекарем Елбасы назначен хроникер Темирболат
18:03  В Черном море у берегов Турции затонуло российское (оказавшееся украинским) судно "Arvin" - есть жертвы
17:56  Скоропостижно скончался посол России в ОАЭ Сергей Кузнецов
15:04  Новый курс Путина: Куда пойдем мы с П...?
15:02  Турецкий марш Макрона или французский роман Эрдогана, - С.Тарасов
15:00  Американский IT-гигант Amazon покупает Кипр? - В.Катасонов
14:58  Право сильного: Когда сила оружия имеет решающее значение, - А.Бурханов
14:55  Красотка-фигуристка Алина Загитова поделилась фото из бани. В одном черном... и белой шапочке (фото)
14:52  Как султан Малайзии Мухаммад женился и развелся на российской модели Ксюше. Зае...мучила алиментами
13:37  Бодр и весел. Президент Гвинеи Альфа Конде первым среди афро-презов привился российским "Спутником V"
12:49  Умер от КОВИ Герой России генерал и депутат ГосДумы Николай Антошкин
12:42  В Киргизии задержан и... отпущен известный ошский басмач (он же - глава комитета по спорту гормэрии) Саркарбаев (он же - Сулайманов)
12:35  Именем халифатского шариата... В Кабуле застрелены две сотрудницы Верховного суда
12:30  Рахмонидов гонят с Памира. Китай озвучил новые территориальные претензии к Таджикистану
12:25  Афганский депутат Эзатулла Бек застрелен при аресте. Подозревался в убийстве коллег
08:47  Цена газа в Азии взлетела до небес: танкеры из России спешат по Севморпути
04:14  "Нас предали". Мирзиеев обрушился на джизакского хокимчика Рахмонкулова
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Ликбез по Наурызу для казахов. Где ты, тюбетейка? - Назира Нуртазина
01:23 18.01.2021

Ликбез по Наурызу для казахов.
Где ты, тюбетейка?

Советскими этнографами признавался безоговорочным научно-этнографический факт о том, что на самом деле следует говорить об едином "костюме народов Средней Азии и Казахстана" - лишь с незначительными локальными различиями в покрое, выборе тканей и пр., во многом связанные с климатическими особенностями среды обитания. При этом самым выразительным маркером этнокультурного единства народов Центральной Азии в аспекте костюма признавались чапан и тюбетейка. В том числе женская (девичья) тюбетейка.

Любой профессиональный этнограф, добросовестный работник музея в Казахстане подтвердит вам, что самым распространенным и популярнейшим головным убором казахской девушки в течение многих веков (XV-XX вв.), вплоть до Советской власти, бесспорно, была круглая "такия" - тюбетейка. Но именно ее мы по-идиотски потеряли, так что сейчас в интернете даже невозможно отыскать ее зарисовки, исторические и современные фотографии казахских девушек в "такия".

Круглая "такия" (маленькая тканевая шапочка, кипа, ермолка) в казахской традиции считалась универсальным национальным головным убором, ее носили и любили дети обоего пола, мужчины всех возрастов (они носили чаще стеганые, из сукна или сатина, без полей), а также девочки до замужества.

Тюбетейку носили великий Абай, Шакарим, Машхур-Жусуп, Миржакуб Дулатов, Мустафа Чокай, да и все великие и простые казахи прошлого (известны исторические фото). Но современные казахские артисты, по-видимому, считают ниже своего достоинства надевать на голову слишком якобы "простую" тюбетейку, тем самым горделиво противопоставляя себя самому Абаю.

Причины отказа современных казахов от тюбетейки, на наш взгляд, таковы: 1) падкость нынешних испорченных казахов на роскошь, "понты", чванливость, любовь к украшательству, в данном случае - желание демонстрировать на себе дорогие натуральные меха, норку прежде всего. А ведь за этими меховыми аксессуарами стоят сотни умерщвленных без особой надобности пушных зверей. И это еще в эпоху экологического кризиса, роста бедности, распространения в мире эпидемий и т.д.

Любителей пушнины и перьев на казахских сценах надо бы привлекать к суду или хотя бы стыдить на просторах Глобальной Сети за невежество, хвастовство и экологическую безграмотность. Также за "ысрап" (исраф), т.е. расточительство, трату денег на дорогие зимние варианты национальной одежды, в то время, когда вполне можно обойтись дешевыми летними аналогами (тем более большинство праздничных мероприятий происходит в помещениях, телестудиях), а вырученные деньги следовало раздать нищим, детям-сиротам, показывая настоящие примеры благотворительности во время Наурыза, да и во все дни.

2) Нежелание исторически безграмотных казахских артистов и чиновников уподобляться через тюбетейку муллам - ввиду ложного представления о том, что тюбетейку якобы носят только религиозные деятели, имамы, работники мечетей. И это, как мы понимаем, настоящий "манкуртизм" и вредный рудимент антирелигиозного сознания. Тюбетейка, хотя и является общемусульманским головным убором, но не связана с религией и мечетями напрямую, будучи, повторяем, любимым национальным аксессуаром казахов на протяжении многих столетий. Тем более всегда могли быть региональные, национальные особенности ее дизайна, цветовой гаммы.

Тюбетейка являлась летним головным убором, а казахские мужчины, которые в те времена были с наголо обритыми головами, вообще не снимали их круглый год, и именно поверх тюбетеек надевались меховые шапки, повязывались чалмы и пр. В наших исторических фильмах и сериалах мужчины сидят за дастарханом, едят бешбармак и пьют чай, нахлобучив при этом на свои головы тяжелые меховые шапки-борик и всякие малахаи. Создается впечатление, что у народа не было нормального "адаба", да и присущего любому человеку естественного желания снять в помещении или в жаркую погоду верхнюю одежду (зимний чапан), меховые шапки и оставаться в тюбетейке и легком кафтане.

Все казахские женщины и девушки занимались рукоделием, в том числе постоянным шитьем мужских тюбетеек методом стежки - своим мужьям, отцам, братьям, сыновьям. Поэтому когда отцам, дядьям и братьям приносили радостную весть "суйюнши" о рождении ребенка, то подростки-гонцы, намекая на пол ребенка, говорили иносказательно: девочку называли тем, кто "сошьет тебе тюбетейку" (а мальчика - тем, кто "будет принимать поводья твоей лошади").

Девичья "такия" - это небольшая круглая или овальная, богато украшенная шапочка из ткани, чаще бархата. В отличие от мужских аналогов девичьи тюбетейки у казахов, как и других тюрко-мусульманских народов могли иметь высокий и низкий бортик, обязательно были вышиты бисером, драгоценными камнями, жемчугами, яхонтом, кораллами и т.д. Современные же тюбетейки могут быть украшены стразами, вышиты мелкими растительными узорами (но ни в коем случае не накладной аппликацией).

На макушку или сбоку женской тюбетейки часто пришивался маленький пучок перьев филина. Кстати, пучок перьев пришивали к детским и девичьим тюбетейкам и узбеки, особенно хивинские, также каракалпаки, кыргызы, уйгуры. В то же время, что важно подчеркнуть, "такию" могли носить и без перьев (до нас дошли такие любопытные исторические фото казашек). Если родители не верили в "сглаз" и другие суеверия, то данный оберег не пришивался.

В целом, перья и слишком архаичные и дорогостоящие элементы костюма стали массово исчезать из одежды казахов уже с начала ХХ века в связи с оседанием, рационализацией сознания, когда одежда дешевела, упрощалась и слегка модернизировалась, приближаясь к образцам оседлых родственных тюркских народов - татар, узбеков. Сегодня использование птичьих перьев филина (совы) тоже надо минимизировать из экологических соображений. Натуральные перья пришивать надо лишь для съемок важных исторических и документальных фильмов и культурных мероприятий государственного масштаба, а в массовой форме распространять простые вышитые тесьмой, украшенные стразами женские тюбетейки без перьев (как у узбеков, туркмен, таджиков).

И вот главный вопрос: почему примерно с 70-80-хх гг. ХХ в. и по 2021 г. любимая нашими прабабушками, воспетая в народном эпосе, великими поэтами и романистами (в том числе романе-эпопее "Путь Абая" Мухтара Ауэзова) изящная девичья "такия" бесследно исчезла в Казахстане? Хотя в других республиках Средней Азии, также у татар и башкир она сохранялась, всегда являясь визитной карточкой их культуры, главной "изюминкой" костюма девочки.

Еще в довоенный период в Советском Казахстане все казахские артистки продолжали носить тюбетейки: великая танцовщина Шара (Гульшара) Жиенкулова, певица Гульбахрам (Куляш) Байсеитова, актриса театра и кино Амина Умурзакова, а также в ранний период творческой биографии - великие певицы Бибигуль Тулегенова и Роза Багланова.

Однако постепенно, в поздний советский период девичья "такия" забывается, а может, и негласно запрещается. Вполне возможно, что когда после освоения целинных земель на севере Советский Казахстан был наречен "лабораторией дружбы народов", некоторые местные коммунисты-параноики, курировавшие сферу культуры, могли узреть в тюбетейке нежелательный символ "пантюркизма" и "панисламизма". Поэтому "такия" все чаще вытесняется шапкой-"борик", а точнее, его искаженными, видоизмененным тяжеловесными вариантами, всякими меховыми головными уборами с лисой и песцом (хотя казахи никогда не использовали для зимних шапок пушистый мех, а только гладкий мех - ондатру, норку, каракуль).

А для девичьего костюма с эпохи "развитого социализма" появились придуманные кем-то конусообразные шапки, типа шлемов, с неправдоподобно огромным венцом из птичьих перьев (да и то чаще искусственных, капроновых). Также после ляпов из кинофильма "Кыз Жибек" (1975 г.) получил широкое распространение абсолютно ложный фасон женского казахского платья - со множеством оборок и расклешенными рукавами.

То есть мы видим, что даже с позиций дешевизны, экономии народных и личных денег, рационального подхода, модернизации сознания национальные женские и мужские тюбетейки более приемлемы для нас, нежели дорогостоящие отороченные натуральными мехами шапки и малахаи, "тымаки". Казахские тюбетейки можно дарить и иностранцам в качестве символического подарка - вместо дурацких "калпаков". Гостям и друзьям из других стран также надо дарить элегантные восточные чапаны, отделанные позументом, а также легкие полукафтаны-безрукавки - вместо тяжелых, неуклюжих зимних чапанов с подкладом и мехами. К слову, надо кончать дарить главам государств, дипломатам и бизнесменам иных стран слишком дорогие чапаны, сабли, часы и пр. - чтобы потом не позориться на весь мир, когда эти факты (как бывало) случайно оказываются обнародованными.

Есть и эстетический фактор. Маленькие девочки в детских садах и школах вынуждены в дни Наурыза водружать на свои крошечные головки безобразные шлемы с торчащими на проволоках искусственными "перьями". И мальчики на утренниках стоят в неудобных колпаках-треухах. На самом деле всем крохам в душе, несомненно, понравились бы веселые, легкие, летние варианты шапочек (т.е.тюбетейка), также облегченные, стилизованные варианты коротких кафтанов, может быть, и длинные, но обязательно - летние, стеганые чапаны из сатина, атласа.

Нет сомнения, что детишки всех национальностей в нашей стране полюбили бы красивые, мягкие, круглые, бархатные казахские тюбетейки, и сами тянулись бы к ним, просили бы купить, не расставались бы с ними даже ночью, как со своими плюшевыми мишками… Но увы! Хмурые дяденьки и тетеньки из Министерства культуры и спорта вовсе не думают об этих моментах, упорно считая, что тема возвращения тюбетейки - это "мелочь". Китайцы говорят: "ничто не важно, как мелочи". А если смотреть глубже, речь идет о фальсификации истории и нашей традиции, об унижении наследия предков, утрате важнейшего маркера цивилизационной идентичности.

Шелковый путь, Наурыз (Навруз) и тюбетейка - вот вечные объединяющие символы Центральной Азии. "Такия" - популярный и распространенный во всей тюркской Евразии и далеко за ее пределами головной убор. Неотразимая, яркая, как и сама солнечная и гостеприимная Центральная Азия, "интернациональная" девичья такия (ее могут называть среди тюрков "тюбете", "тахия", "тупи" и пр.) должна быть сегодня интерпретирована как визуальный символ и эмблема "единства в многообразии" народов Центральной Азии.

Наши предки даже вообразить себе не могли, что лишенные исторической памяти их потомки в ХХ-XXI вв. выбросят за борт святая святых - девичью тюбетейку ("кыз такиясы"). Как мы сказали, изумительная тюбетейка описана М. Ауэзовым в романе-эпопее "Путь Абая": Абдрахман, сын Абая, когда впервые встретил свою невесту Магрипу, в то "чудное мгновенье" девушка явилась перед ним в вышитой золотыми нитками обворожительной казахской тюбетейке. Уехав в Санкт-Петербург на учебу, Абиш никак не мог забыть эту сцену, перед глазами снова и снова вставала картина свидания, и незабываем был именно образ золотой тюбетейки, слившийся с образом ее нежной обладательницы…

Отрадно, что в последние годы нормальные, исторически достоверные национальные костюмы казахов, в том числе тюбетейки девушек, мальчиков и мужчин, стали понемногу демонстрироваться в фильмах "Кочевник", "Биржан сал" и др., также на сценах театров во время спектаклей, оперы "Абай", "Кыз-Жибек". Но вот парадокс: в кино появляются корректные костюмы предков, а музыканты, артисты и певцы, а также дизайнеры и изготовители казахской национальной одежды в стране совершенно игнорируют эти сигналы и прогрессивные тренды.

В то же время не обходится без ляпов. Так, в знаменитом казахстанском фильме "Кочевник" главная героиня Гаухар почему-то ходит все время вообще без головного убора, скажем так, простоволосая. Это уже другая крайность. Как женщине, так и девушке выходить из дому без головного убора в нашей традиции считалось позором и дурной приметой. В крайнем случае, это мог быть знак экстремальности ситуации, трагедии, ситуации побега, нападения врага, нахождения в плену и т.п. "Бас киім" - головной убор всегда считался у казахов священным, нередко он был дорогостоящим, так же, как и кожаный пояс, украшенный золотом, серебром, инкрустированный в древности драгоценными камнями.

Нельзя ударяться в крайности: либо "папуасские" головные уборы с "индейским" опереньем, либо - вообще ничего. А еще кто-то начал придумывать языческие, типа якутских, головные обручи с бляхами для казашек, что вообще возмутительно (пусть тогда подписывают, что дело происходит в Якутии или Монголии, четко оговаривают, какую страну и эпоху представляют, также пусть меняют свои казахские имена и фамилии).

Итак, глубокоуважаемая госпожа министр культуры и спорта РК, пожалуйста, сделайте усилия, верните народу и нашей культуре хотя бы в дни священного Наурыза традиционную казахскую тюбетейку! Пусть воспрянут духи наших прабабушек, аруах Абая и Мустафы Шокая!

Н.Нуртазина,
историк

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1610922180
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек
- Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне
- Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева
- Кадровые перестановки
- Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев
- Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского
- В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире"
- Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только)
- О введении предельных цен на социально значимые продтовары
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх