Племя Каина окаянное. "Строительная жертва" в традициях оседлых народов мира, - Н.Нуртазина 11:27 30.07.2021
Племя Каина окаянное. "Строительная жертва" в традициях оседлых народов мира
"…При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла" (цит. Зеленин Д.К. "Строительная жертва" //http://ec-dejavu.ru/b/Bauopfer.html)
"Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Послание к Евреям, 9:22).
Страшные байки про кровожадных кочевников и беспощадных мусульман мы слышим всегда и постоянно. А вот такие ли уж "белые и пушистые" народы цивилизованной Западной Европы, буддийско-конфуцианского Китая, Японии, которые, как начинаешь понимать при вдумчивом изучении вопроса, всегда были христианами и буддистами лишь по названию (ибо принцип "не убий" никогда ими серьезно не воспринимался, как на уровне идеологии, так и обыденного сознания)? Конечно, внутри данных этнокультурных сообществ всегда могли быть малочисленные группы реально соблюдающих этику, богобоязненных людей: монахов, священников, ученых, добрых простых людей, благочестивых женщин и т.д. и т.п. Но их было очень мало.
По сравнению с традициями т.н. "христианских" народов в плане систематических кровавых жертвоприношений и ритуальных убийств людей (к ним, кстати, относятся и две мировые войны, развязанные европейцами) жестокий Чингис-хан, и тем более Ислам (по сути - всего лишь рыцарский кодекс бедуинов), как говорится, отдыхают.
И вот, мы хотим затронуть деликатную и в то же время требующую полной огласки и даже, возможно, популяризации на страницах современных учебниках истории, этнографии и культурологи вопреки их евроцентристской методологии темы "строительной жертвы" - как широко распространенном обычае всех оседлых народов, народов-градостроителей в Европе, на Руси, в буддийской Азии, когда они издревле и вплоть до XIX-нач.ХХ вв. (приходится сказать спасибо атеизму и материализму) ритуально освящали все свои новостройки, величественные замки и храмы кровью невинных людей и детей!
Невольно вспоминается библейский миф о Каине и Авеле (у казахов- мусульман "Қабыл - Әбіл оқиғасы") - сыновьях Адама и Евы. Первым убийцей, пролившим кровь, притом своего брата и невинного праведника, стал, как известно, Каин - Земледелец, символизирующий мир оседлых народов. Каин убил Авеля. Из зависти, из соперничества. За то, что его брат Авель-Пастух, скотовод, превосходил его верой и чистотой сердца, и Бог его возлюбил. За то, что Авель был физически сильнее и крепче, но при этом благородный и умеющий прощать. За то, что Авелю досталась более красивая женщина (одна из версий). За то, что Господь Бог принял "курбан" Авеля (закланных им овнов от своего стада), тогда как дары Каина - плоды земли, почему-то Бог презрел (на самом деле не было в них искренности). Так, Авель (Хабиль у мусульман) стал первым гонимым праведником, с которого начинается ряд невинно убиенных пророков, вплоть до Иисуса Христа. Авель в человеческой истории символизирует невинных жертв гонений, насилия, геноцида, апартеида и пр.
И хотя Христианство понимает Авеля как прообраз "небесных" людей, противоположных проклятым "земным" грешникам-каинам (земля, земледелие - чаще ассоциируется с привязанностью к темной материи, природе), все же очевидно, что в основе данного библейско-коранического мифа лежит также антиномия Земледелец - Скотовод (Город-Степь). Именно Каин, пролив кровь Авеля, и даже не покаявшись (за что Бог проклял его) вскоре построил свой первый Город. Все это мы говорим на основании Священного Писания иудеев, христиан и мусульман.
Не случайно все пророки, посланники Высших Сил рождались вовсе не из "цивилизованной" части планеты, а из среды внешне отсталых, пастушеских, кочевых и полуоседлых народностей степей, гор и пустынь (н-р: иудей, а не римлянин; араб, а не перс). Заратуштра, пророческую миссию которого мы не вправе отрицать с точки зрения коранической концепции множественности посланников, вышел из среды арийских (североиранских) пастушеских племен, а не из высокоразвитых южных иранцев, т.е. Персии.
Даже Гаутама Будда, по мнению многих ученых, является потомком завоевателей северной Индии - саков-кочевников (род "шакья"), инкорпорированных в состав касты "кшатриев". Он был по духу воином, и практиком-моралистом, которому претили умозрительные спекуляции и книжничество брахманов…
Также невольно вспоминается высказывание великого востоковеда, академика В.В. Бартольда, который, несмотря на то, что занимался исследованием оседлых цивилизаций Центральной Азии, однажды заметил, что в истории человечества кочевые народы, несмотря на внешнюю суровость и общую агрессивность, были далеки от той бесчеловечности, беспощадности и изощренной жестокости, а также коварства и вероломства, образцами которых изобилует история оседло-земледельческих цивилизаций. И вправду, законы Хаммурапи с крайне жестокими видами наказаний были придуманы не номадами...
Итак, "заклание животных, сопровождающее освящение храма, является разновидностью строительной жертвы, приносимой чаще всего в момент закладки фундамента здания, но также вполне допустимой после завершения строительства. В таком случае жертва воплощает одновременно благодарность небесным силам за помощь при возведении церкви и стремление предохранить постройку от возможного разрушения или иного вредоносного воздействия. В связи с этим в ритуале чрезвычайно важен магический аспект, сохраняющий свое значение независимо от христианизации смысла действия. Жертвоприношение могло сопровождаться, как это делается в некоторых новогреческих церемониях, помазанием кровью углов и порога церкви, что означало передачу ей продуцирующей и апотропеической силы крови"//Барабанов Н. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/bar_blag.php.
Предоставим слово специалистам, изучавшим тему "строительной жертвы" (Д.К. Зеленин, 2004): "Почти в каждом старом сборнике саг и других фольклорных материалов разных западноевропейских народов можно встретить рассказы о замуровании, о заживо похороненных людях. Наиболее частою и обычною "жертвою" в Западной Европе были дети. "На протяжении всего, средневековья и до новейших времен, - писал Андре, - повсюду живет и распространена сага о невинных детях, которых замуровывают в фундаменты домов, о разведенном на крови мальчиков цементе для строек, об единственных сыновьях строителей, которых замуровывали в замки мостовых сводов.
Жертвы эти предназначались прежде всего для того, чтобы обеспечить прочность и долговечность постройки: крепости через эту жертву становились будто бы неприступными, готовые уже обрушиться стены продолжали стоять и держаться, а душа замурованного человека считалась верным стражем здания, спасая его от гибели, от землетрясения, от наводнения, от наступления врагов".
"У датчан и шведов долго жило обыкновение - под каждую строящуюся церковь зарывать или замуровывать живое животное. Датчане замуровывали под алтарем храма живого ягненка, чтобы храм стоял нерушимо. В Швеции, на о-ве Готланде и в других местах, для той же самой цели живьем зарывали в фундамент церкви или ягненка (чаще всего, вероятно под влиянием христианского символического агнца), или жеребенка, быка, свинью. Верили, что дух этого животного живет тут; этот дух носил наименования: "церковный баран", "церковная свинья" или "церковное привидение".
Широкое распространение столь жестокого и бесчеловечного обычая у христианских народов Европы дало повод прежним европейским богословам объяснять его из христианской идеологии. Р. Андре в 1878 г. цитировал по этому поводу книгу богослова-этнографа Сеппа "Язычество": "Предвечный Отец положил своего собственного сына краеугольным камнем всего создания, чтобы спасти мир от истления и через смерть невинного остановить яростный натиск адских сил".
Таким образом, в смерти невинного человека при основании здания богословы видели аналогию Божьему сыну, послужившему краеугольным камнем всего мироздания. Когда Пауль Сартори в 1898 г. писал об освящении человеческою жертвою новостройки, то он оказывается очень близок к данному богословскому объяснению. "Основание города, постройка дома, моста, плотины и другого большого сооружения освящается через смерть человека, причем большею частью жертва каким-нибудь способом прикрепляется к фундаменту постройки"// Зеленин Д.К. 2004, http://ec-dejavu.ru/b/Bauopfer.html.
(окончание следует)
Назира Нуртазина, религиовед
|