Почему Хлудов рисовал полуголых казашек? (к социальной истории Казахской Степи нач. ХХ века). Ч. 2, - Н.Нуртазина 11:23 03.08.2021
Еще об одной эротической картине Хлудова на казахскую тему: зарисовка "Праздник с тризнами" ("түйе шешу").
Обращаясь к казахской молодежи и исследователям казахской культуры сразу скажем четко, ясно и однозначно:
1. "Түйе шешу" (букв. "развязывание верблюда"), лжеобычай, вернее игра казахов, когда в некоторых (!) уголках Казахской Степи, с некоторых (!) времен, иногда (!) во время празднеств и тризн организаторы мероприятия ради развлечения невежественной толпы, а именно пьяных от кумыса мужчин-кочевников уговаривали очень бедных девушек или вдов за приз в виде верблюда оголить свое тело (топлес или даже голышом пройтись до точки назначения) – НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ! Ни с древними, "тенгрианскими", ни поздними обычаями народа Великой Степи.
2. А является сей позор (и Хлудов это тоже не придумал, а однажды увидел и зарисовал) НОВОВВЕДЕНИЕМ XIX ВЕКА (правда, слава Богу, случайным, редким и эпизодическим), ЦИНИЧНОЙ ВЫДУМКОЙ ЗАЖРАВШИХСЯ КАЗАХСКИХ БАЕВ-"ЦЫГАНИЗАТОРОВ". Ведь и сегодня на "бессмысленных и беспощадных" казахских тоях происходят порой ужасные вещи и разворачиваются аморальные сценарии, а в ночных клубах РК девушек иногда уговаривают раздеться за деньги, не правда ли? Ужели это тоже "народная традиция" казахов или еще кого-то?!
3. Единственное, что многих удивит – это то, что деморализация и деисламизация подкрадывались к нам уже с XIX века. Хотя в официальных учебниках истории и этнографии об этом молчат, т.к. на их взгляд, в Багдаде, то бишь Казахии, всегда все спокойно и прекрасно. Однако автором данных строк сложный и деликатный вопрос ментальной деформации казахов немного изучен, опубликованы ряд статей и эссе // статьи: "История и психология казахов: первые военные поражения и кризис ментальности"", "Зигзаги казахской ментальности: феминизация и моральная деградация в колониальную эпоху", "Цыганизация казахской ментальности", "Чем закончилась цыганизация Казахской Степи?" и др.
4. И эта, изображенная на картине Н. Хлудова, отвратительная, аморальная, унижающая достоинство и честь женщины Великой Степи казахская игра "түйе шешу", как и многие аморальные привычки под маской "обычая", прилипшие к нам в колониальную эпоху (т.к. новая система объективно вызвала стихийный распад традиции, безработицу, безделье, порчу нравов), однажды подверглись всесторонней и жесткой критике со стороны казахских джадидов – просветителей-модернизаторов и патриотов движения "Алаш" нач. ХХ в., как и ранних мыслителей и критиков во главе с Абаем.
5. Реформаторы, лучшая часть народа, морально уцелевшая, призывали бедных казахов открыть глаза и критически посмотреть на самих себя, отделить "зерно" традиции от всего наносного, грязного, безнравственного, бессмысленного, придуманного муллами, баями, невеждами-дегенератами, а порой некритически воспринятого от соседей или иностранцев (так, казахи в 19-нач. 20 вв. начали злоупотреблять чаем, часть мужчин – курить трубку, выпуская клубы дыма, а где-то даже опиум, среднеазиатский "банг"). В городах "мусульманского" Востока, Персии, в Кашгаре и других регионах уже с XVIII века резко увеличилось число томных курильщиков кальяна, у них, т.е. у загнивающего тогда оседло-мусульманского мира Востока вместо "туйе шешу" были свои бзики: например, процветало "бачабози" (мода на танцующих мальчиков, потенциальных геев), также тайная проституция или "временные браки"… И что, все это называть "народными обычаями" таджиков, персов, узбеков, уйгуров, казахов?
Автор: Назира Нуртазина (Казахстан)
|