КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 27.08.2021
21:17  Уволен за недостатки в работе глава Госмиграционной службы Туркмении полковник Овезов
19:35  Найдены тела еще трех погибших при взрыве воен-складов в Джамбульской области Казахстана
17:55  Шойгу-пад продолжается. Под Пермью разбился российский штурмовик Су-24 - пилоты катапультировались
17:45  Шарипов сменил Пирматова в кресле главы "Казатомпрома"
17:07  "Талибан" начал войну с "вилоятом Хорасан": упоротые против отмороженных
16:58  Кабул сегодня - это Лас-Вегас для террористов, радикалов и экстремистов
16:28  Теракт в аэропорту Кабула: Следующей целью боевиков станут самолеты, - В.Сокирко

15:26  Узбекистан лидирует в "Армейской кухне" на АрМИ-2021
13:37  Власти Узбекистана реабилитировали курбаши Ибрагимбека. За особые душегубские заслуги?
12:48  На кого Б. пошлет... Байден приказал разбомбить в Афгане... кого-нибудь
12:05  Каракалпаки живущие "под чапаном узбеков", - А.Бурханов
12:04  "Последние 20 лет мы работали изо всех сил, чтобы сделать Афганистан лучше, но теперь все обнулилось...", - Н.Нуртазина
12:01  При взлете из Кабульского аэропорта итальянский С-130 обстреляли с земли
11:52  Однополярный мир закончился в Афганистане, - Владимир Можегов
11:49  Кабул взорвался раньше срока, - "Къ"
11:30  Комиссию по правам человечков при КазПрезиденте возглавил старый придворный юрист Рогов
10:53  В борьбу с Талибаном включились... ведьмы, - Мэттью Голт
10:47  Мэтт Поттинджер: Пекин ловко использует против Америки ее же мощь
10:10  Хаос в Кабуле. Империя должна быть в ответе за тех, кого приручила, - А.Желенин
10:04  Пальцем не тронули... Министр здравоохранения Таджикистана опроверг факт его избиения племянниками президента
09:33  В Афгане оказывается есть ИГИЛ. Кто взорвал аэропорт? (для сведения дурь-послу Жирнову)
08:39  От взрывов в Кабуле погибли 103 человека - из них 28 талибов и 13 амеров
08:32  Афганистан на грани гражданской войны. Очередная историческая развилка многострадальной страны, - В.Карнозов
08:19  Героин стал кровью "Талибана"* и Афганистана. "Мы продолжим наш джихад", - В.Малышев
08:15  В результате пожара и взрывов в Жамбылской в/ч погибли 3 солдата, 1 пожарный и полковник военной прокуратуры
00:34  Внешнюю политику Ирана ждет плавное ужесточение, - И.Субботин
00:32  Над Афганистаном замаячил призрак "Северного альянса – 2", - В.Мухин
00:26  Кто покончит с русофобией в Казахстане? - "СП"
00:21  В Китае 150 млн одиноких душ поддерживают романтические отношения с... чат-ботом, - Le Temps
00:18  Туркмен талиба* не обидит: "братья" построят газопровод ТАПИ назло России?
00:16  В Урумчи открылась онлайновая азиатско-европейская торговая ярмарка
00:07  Марбелья ликует. Путин отменил Конституционный запрет Рос-чиновникам иметь двойное гражданство
00:06  П.В. Густерин: Дмитрий Семенович Честной - русский миссионер и востоковед
00:00  Афганский диагноз капитализма, - Сергей Кожемякин
Четверг, 26.08.2021
21:02  Опять взрыв военных складов на юге Казахстана (Жамбылская обл.) - более 60 раненых
19:02  Теракт в Кабульском аэропорту - 2 взрыва, 50 погибших (в том числе и G.I. Joe) , сотни раненых
17:54  Ш.Мирзиеев полностью реабилитировал А.Юнгерова - военрука Хорезмской Красной армии, приговоренного к ВМН в... 1922 году за разграбление Хивы
17:32  Проект переброса рек в Монголии остается проблемой для российской экологии, - И.Леонов
17:31  Таджики должны занимать достойное место в будущем правительстве Афганистана, - "Къ"
16:44  Украину превращают в экспериментальный гибрид фашистского режима и Содома, - С.Князев
16:11  Глава кыргызской партии "Социал-Демократы" Султанбеков утверждает, что в него стреляли. Кому он, на хрен, нужен..
15:40  Талибы де-факто арестовали своих горе-соправителей Карзая (экс-президент) и Абдуллу (экс-премьер), - уверяет CNN
14:35  Талибы форсировали реку Панджшер и стремительно наступают в глубь ущелья. Масудисты разбегаются
13:39  Потерявший берега посол РФ в Кабуле Жирнов назвал силы сопротивления в Панджшере "мятежниками"
12:45  Россия окончательно перебазировала свою Каспийскую военную флотилию из Астрахани в Дагестан
12:37  Представитель талибов Муджахид обвинил Запад в вывозе из Афганистана врачей и учителей
12:11  "На самом деле Пекин обескуражен сменой власти в Кабуле", - А.Маслов
12:07  В Таджикистане растут цены на топливо: жители обеспокоены, власти хранят молчание
12:04  Афганские беженцы заселят Америку, - Геворг Мирзаян
11:42  "Никто не хочет судьбы Кабула" - Россия против США в Центральной Азии
11:41  Авторитетный кыргызский мырка-депутат (кличка "Чемпион") избран мэром города Токмак
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
П.В. Густерин: Дмитрий Семенович Честной - русский миссионер и востоковедП.В. Густерин: Дмитрий Семенович Честной - русский миссионер и востоковед
00:06 27.08.2021

П.В. Густерин
Дмитрий Семенович Честной - миссионер и востоковед

В истории Русской православной церкви и отечественного востоковедения трудно найти пример столь равнозначного сочетания усердного служения этим институтам Российской империи как деятельность Дмитрия Семеновича Честного.

* * *

Выдающийся российский миссионер и востоковед Дмитрий Семенович Честной родился 18 (29) сентября 1801 г. в Осташковском уезде Тверской губернии в семье священника. По окончании Тверской духовной семинарии, в которой Дмитрия Семенович обучался в 1819-1824 гг., и где проявились его способности и неординарность мышления, он продолжил в 1824-1829 гг. свое образование на высшем отделении Санкт-Петербургской духовной академии. Выбрав стезю монашества, Дмитрий Семенович принял постриг под именем Аввакум: 9 (20) ноября 1829 г. он был рукоположен в иеромонахи.

Обращения албазинцев[1] к российским властям прислать к ним священника навели Петра I на мысль направить в Пекин духовную миссию. Переговоры об этом с китайским правительством были успешно завершены в 1712 г. и в конце 1715 г. миссия прибыла в Пекин. Ее члены были зачислены на китайскую службу с определенным жалованьем. При подготовке третьей миссии российское правительство в 1737 г. добилось отмены зачисления ее членов на китайскую службу, но ее содержание китайским правительством продолжалось до 1858 г., когда было отменено Тянь-Цзиньским договором (см. ниже). Отправление в Пекин российских духовных миссий было окончательно утверждено только в 1727 г. Кяхтинским договором. Духовная миссия обыкновенно состояла из архимандрита, двух иеромонахов, одного иеродиакона и доктора; прочие - причетники и ученики. Все они должны были оставаться в Пекине до прибытия новой миссии, и только Тянь-Цзиньский договор разрешил членам миссии свободный выезд. Наименьший срок пребывания миссии в Пекине должен был составлять десять лет, однако некоторые миссии по разным причинам оставались там и на более продолжительное время. До второй половины XIX в. Русская духовная миссия в Пекине выполняло функции дипломатического и торгового представительства России.

В 1830 г. о. Аввакум отправился в составе 11-й Пекинской духовной миссии под начальством архимандрита Вениамина (Морачевича) в Китай. Прибыв в Пекин в том же году, о. Аввакум был откомандирован служить в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Для детей прихожан этой церкви была организована школа, где о. Аввакум, освоив китайский язык в достаточной степени, стал преподавать арифметику, географию и основы православия, а с 1836 г. по воскресеньям начал читать по-китайски составленные им самим проповеди. Для своей пекинской паствы о. Аввакум перевел на китайский некоторые церковные песнопения и молитвы.

Основную цель русской духовной Миссии в Пекине составляло богослужение, проповедование Евангелия, духовное окормление албазинцев. Однако со временем Миссия расширила круг своей деятельности. К первоначальному сугубо пастырскому служению ее членов добавились также научные послушания - изучение Китая, его языков, истории и религий. До 1863 г. члены Миссии выполняли также и дипломатические функции в посредничестве при сношениях русского правительства с Китаем (только с указанного года в Пекине была учреждена отдельная от духовной русская дипломатическая миссия). И о. Аввакуму пришлось потрудиться на всех упомянутых поприщах.[2]

В Китае о. Аввакум, помимо церковных обязанностей, занимался исследованием конфуцианства и буддизма, а также при помощи одного тибетского ламы изучал языки народов, исповедующих эти религии: маньчжурский, монгольский и тибетский. Под руководством того же ламы о. Аввакум к концу 1840 г. перевел на тибетский язык "Евангелие от Луки", став, таким образом, христианским просветителем тибетским.

Знание языков позволило о. Аввакуму расширить круг своих востоковедных изысканий: он приступил к сбору сведений о древних народах Маньчжурии и Южной Сибири, а также о походах монголов в Россию и другие европейские страны. Кроме того, он собирал известия по истории Кореи и географии Китая, интересуясь проповедниками христианства до иезуитов и племенами Индокитая, обитающими близ границ Поднебесной империи.[3]

Среди китайских ученых о. Аввакум пользовался авторитетом знатока восточноазиатских древностей. Так, он показал свои знания пекинским ученым в связи с открытием в местечке Боадиньфу надписи, выбитой на камне неизвестными знаками: когда обратились к о. Аввакуму, предоставив копию загадочного текста, то он разобрал эту надпись, сделанную на древнемонгольском языке.

Начальник Миссии архимандрит Вениамин по болезни просил уволить его от должности до истечения определенного 10-летнего срока, и на его прошение последовало согласие. В связи с этим иеромонаху Аввакуму предписанием Азиатского департамента МИДа от 3 (14) июня 1835 г. было поручено принять должность начальника Миссии до истечения срока ее пребывания в Пекине, что и было исполнено.

По возвращении в Петербург с 1841 г. о. Аввакум служил в Азиатском департаменте МИДа, где выполнял различные поручения дипломатического и научного характера, иногда выступая рецензентом научных трудов, присылаемых из Пекинской духовной миссии.[4] Руководство МИДа за составление "Каталога по книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке Азиатского департамента МИД"[5] ходатайствовало о возведении о. Аввакума в ранг архимандрита. Став в 1844 г. архимандритом, о. Аввакум был назначен членом Санкт-Петербургской духовной консистории и духовной цензуры.

Кроме того, он составил одну из первых грамматик тибетского языка, а также каталог некоторых тибетских сочинений.[6]

В 1852 г. о. Аввакум был прикомандирован в качестве переводчика китайского языка к экспедиции вице-адмирала Евфимия Васильевича Путятина, имевшей целью установить первые контакты с Японией. Во время экспедиции о. Аввакум исполнял также обязанности корабельного священника на фрегате "Паллада".[7]

Названная экспедиция имела большое значение и для науки - участниками ее сделано было описание восточных берегов Кореи и южных островов группы Боним-Сима[8]. Она же, наконец, послужила материалом для замечательной книги Ивана Александровича Гончарова "Фрегат "Паллада"".

Вот как И.А. Гончаров отзывается об о. Аввакуме в своих путевых очерках: "Он (отец Аввакум. - П.Г.) жил в своем особом мире идей, знаний, добрых чувств - и в сношениях со всеми нами (участниками экспедиции. - П.Г.) был одинаково дружелюбен, приветлив. Мудреная наука жить со всеми в мире и любви была у него не наука, а сама натура, освященная принципами глубокой и просвещенной религии. Это давалось ему легко: ему не нужно было умения - он иным быть не мог"[9].

Через два года плавания, в июле 1854 г., в связи с изменением первоначального маршрута эскадры из-за начала Крымской войны, после перемещения команды фрегата "Паллада" на берег в Аяне, что на берегу Охотского моря, о. Аввакуму было разрешено возвратиться в Петербург через Сибирь. Е.В. Путятин отметил заслуги о. Аввакума перед экспедицией, на основании чего ему была присвоен ранг архимандрита монастыря I класса.

Доброе отношение к о. Аввакуму Е.В. Путятина объясняется также религиозностью последнего. Будучи с 1861 г. министром народного просвещения, Е.В. Путятин полагал, что начальное образование должно находиться в руках духовенства. Он заботился о воспитании юношества в духе православной церкви, стараясь привлечь в университеты на кафедру богословия красноречивых людей и полагая таким образом развить в студентах религиозные и нравственные чувства.[10]

В 1855 г. о. Аввакум был командирован в качестве переводчика в Иркутск. Он поступил в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева, которому еще в 1854 г. были даны полномочия для переговоров с Китаем о присоединении к России Приамурья.[11] Н.Н. Муравьев поднял вопрос о присоединении к России Амурского края и требовал переводчика для переговоров с китайской стороной. Усилия его увенчались успехом, и благодаря личному его участию 16 (28) мая 1858 г. был заключен Айгунский договор.[12]Возможно, о. Аввакум занимался подготовкой Айгунского договора.

Научная деятельность о. Аввакума в то время состояла главным образом в написании статей и рецензий. По свидетельству Ф.Р. Остен-Сакена, "как ни малообъемисты эти труды, надо было иметь обширные лингвистические сведения, чтобы написать их", и далее: "В 1855-1857 гг., когда о. Аввакум проживал в Иркутске, ни одна статья об Амурском крае, Монголии и т. д. не печаталась в "Записках" Сибирского отдела нашего Общества без его рассмотрения; пространные рецензии, которые сообщал он Азиатскому Департаменту (МИДа. - П.Г.) об ученых трудах, доставлявшихся членами Пекинской Миссии нашей, отличались полнейшей добросовестностью и основательностью".[13]

Посвятив два года дипломатической деятельности в Восточной Сибири, о. Аввакум в начале 1857 г. по приглашению Е.В. Путятина присоединился к его миссии, имевшей назначение в Китай.

В течение 1857-1858 гг. о. Аввакум принимал активное участие в переговорах с китайской стороной, а также присутствовал при заключении Тяньцзиньского трактата, который был подготовлен и его трудами.

Из экспедиции Путятина о. Аввакум вернулся в Иркутск. Но уже в следующем 1859 г. он из-за отсутствия переводчиков требуемой квалификации должен был сопровождать Н.Н. Муравьева-Амурского в его экспедиции в Японию, предпринятую для переговоров о торговых сношениях и об острове Сахалин.

Только в 1860 г. о. Аввакум окончательно возвратился в Петербург и поселился в Александро-Невской лавре, занявшись переводами. После о. Аввакума остались две рукописи переводов с китайского языка, судьба которых остается неизвестной: "Любомудрие китайцев" и "Нравственная философия китайцев". Д.С. Честной получил высокую оценку синологов всего мира. Крупнейший российский китаист XIX в. В.П. Васильев писал о нем: "Это был редкий человек по благородству, и по глубокому изучению Китая, и по светлой мысли в голове"[14].

* * *

За заслуги перед российской церковью, наукой и дипломатией о. Аввакум в 1837 г. был награжден орденом Св. Анны 2-й степени, в 1842 г. - орденом Св. Владимира 3-й степени, а в 1858 г. - орденом Св. Владимира 2-й степени.[15] Архимандрит Аввакум (Честной) скончался в Петербурге 10 (22) марта 1866 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре у церкви Св. Духа.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Потомки русских жителей крепости Албазин, уведенных в плен китайцами в 1685 г. и оставшихся жить в Китае.
[2]Архимандрит Августин (Никитин). Архимандрит Аввакум (Честной) - миссионер, дипломат, востоковед. Часть 1. [Опубликовано в 2002 г. на сайте: www.seminaria.bel.ru].
[3] История отечественного востоковедения до середины XIX века. М., 1990, с. 286.
[4] История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997, с. 325-326; Неизвестные страницы отечественного востоковедения. Вып. 2. М., 2004, с. 167.
[5] "Каталог" о. Аввакума был напечатан без имени составителя в Петербурге в типографии Праца в 1843 г. Рукописи и книги, описанные в этом каталоге, распределяются по языкам следующим образом: китайский - 395 номеров, тибетский - 75, маньчжурский - 60, монгольский - 42, санскрит - 16.
[6]Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977, с. 143-144.
[7] Дневник о. Аввакума, который он вел во время этого плаванья, опубликован в кн.: Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник кругосветного плавания на фрегате "Паллада" (1853 год). Письма из Китая (1857-1858 гг.). Тверь, 1998.
[8] Нынешнее название - Бонин (Огасавара).
[9] Гончаров И.А. Фрегат "Паллада": Очерки путешествия. М., 1949, с. 667.
[10] Русский биографический словарь. [Т. XV]. СПб., 1910, с. 164. См. также: ЭСБЕ. Т. XXV "А". СПб., 1898, с. 817-818.
[11] История дипломатии. Т. I. М., 1959, с. 774.
[12] ЭСБЕ. Т. XX. СПб., 1897, с. 193-194. См. также: Русский биографический словарь. Т. "М". М., 1999, с. 233-245.
[13] Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 г. (составлен секретарем Общества бароном Ф.Р. Остен-Сакеном). СПб., 1867, с. 3-4. (Цитаты по названной работе архимандрита Августина (Никитина).
[14] Материалы для истории Российской Духовной миссии в Пекине. Вып. I. СПб., 1905, с. 48-49. (Приписка В.П. Васильева).
[15] Русский биографический словарь. [Т. I]. СПб., 1896, с. 23.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1630011960


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх