Хиджаб или тюбетейка? Что к лицу казашке, - Н.Нуртазина 18:44 07.09.2021
Хиджаб или тюбетейка? Своей вычурностью и чрезмерным украшательством "артистический" казахский костюм отталкивает население от ношения местных аналогов мусульманской одежды
Вновь поднятый на днях вопрос о хиджабе для школьниц в Казахстане (видимо, после новостей о разрешении тюбетеек и национальных платков в Узбекистане) или споры о приемлемости черной ближневосточной чадры никогда не утихнут в нашем обществе и будут даже усиливаться - до тех пор, пока нынешний, находящийся в плачевном состоянии, доведенный горе-дизайнерами до абсурда гротескный "казахский" этнокостюм не будет срочно пересмотрен на уровне государственной политики, для того, чтобы принять решительные меры по его стандартизации, восстановлению и возрождению, защите от фальсификации и профанации, также по рекламе и налаживанию производства удобных, повседневных, недорогих вариантов казахской национальной одежды, способных интегрироваться в современную жизнь, удовлетворять потребности этнически и религиозно ориентированной части нашего населения.
Дело в том, что демонстрируемая ныне со сцены, на праздниках и фестивалях, по ТВ и соцсетях так называемая "национальная одежда" казахов (почему-то артисты РК патологически привязаны к зимним, тяжеловесным и дорогущим вариантам, абсолютно пренебрегая летними аналогами - легкими кафтанами, жилетками и тюбетейками) и настоящая традиционная одежда казахов-кочевников, которую носили наши предки (как праздничная, так и повседневная) - это две разные, порой очень даже несовместимые вещи.
Назовем основные возмутительные ляпы, на которые Министерство культуры РК все еще смотрит сквозь пальцы, думая, что это "мелочи" (тогда как это наносит огромный урон идеологии и удар по имиджу казахской традиции во всем мире, и еще данная ситуация всегда настраивает против нашей этнокультуры религиозных радикалов и прочих оппозиционеров).
Итак, первое. Это - совершенно далекие от исторических прототипов обтянутые какой-то тканью картонные шлемообразные головные уборы для девушек, с искусственными перьями на макушке. Мы не отрицаем того, что как один из вариантов, притом редкий, в западных регионах Казахстана был распространен "шошак бөрік"; также Чокан Валиханов писал, что в его время казахские "девицы носят остроконечный белый вес с маленькой кистью", но, во-первых, все эти девичьи шапочки - и летние, и зимние - смотрелись очень эстетично, были невысокие. При этом немаловажно отметить, что казахами никогда не использовался для головных уборов, тем более для женского пола, лохматый, пушистый мех, но непременно "гладкий", короткий мех ондатры и норки (у мужчин - еще черный каракуль)
И все же популярнейшим головным убором казахской девушки во все века была круглая тюбетейка ("такыя", "түппе"). Именно она почему-то бесследно исчезла в современном Казахстане, и это никого не смущает. А между тем, тюбетейка (мужская и женская) - это еще и символ культурно-цивилизационного единства народов Центральной Азии. У казахов-мусульман, чтивших суфийские традиции, было немало суеверий, предписывающих защищать именно темя, макушку головы. С этой точки зрения придуманные в последнее время некими горе-дизайнерами "якутские" обручи для казахских артисток являются грубым нарушением основополагающих канонов традиционного костюма.
Для казаха не иметь на голове, на макушке хотя бы легкой тюбетейки - было равнозначно позору или кощунству! Тем более если это девушка, женщина. В древности девичья тюбетейка, как и девичьй пояс были богато украшенными драгоценными камнями, жемчугами и пр., но позже стали модифицированными и более скромными.
Насчет пресловутых перьев птиц, следует зарубить себе на носу, что маленький пучок перьев филины, кокетливо пришитый на макушке или сборку на шапочках и тюбетейках девочек-казашек, не был неизменным и обязательным элементом, а всего лишь аксессуаром или оберегом (уже сказано, что вместо пучка перьев могла быть яркая кисточка на белой феске).
Эти перья, как и другие архаические и дорогостоящие элементы костюма (как драгоценные камни) с конца XIX- нач. ХХ в. в связи с тенденцией оседания казахов, их обедненнием, модернизацией и урбанизацией стихийно вытеснялись и уже выходили из употребления. Поэтому до наших дней дошли редкие исторические фотографии, где казахские девочки-подростки и их старшая сестра изображены в национальных тюбетейках без каких-либо птичьих перьев (н-р: из книги великого этнографа Узбекали Джанибекова "Эхо... по следам легенды о золотой домбре", фото "Дочери казахского бая").
Также следует подчеркнуть, что расхожее утверждение "казахские девушки не носили платок" является не более, чем большим мифом и фейком, запущенным когда-то советскими пропагандистами. Платки еще как были в ходу у девушек-казашек во всех регионах Казахстана, но смотря какие! Обычно использовались цветастые, яркие, красные, желтые и пр., (но не белые), также они не были больших размеров, и завязывались сзади, на затылке, либо чалмообразно (тоже есть такие фотодокументы). Обычно при этом маленькая тканевая тюбетейка оставалась под платком.
В нашей кочевой традиции, благодаря более либеральному ханафитскому шариату, суфийским традициям девушкам до замужества разрешалось ходить в тюбетейках и сильно не закутываться. И все же согласно нашим этнографическим исследованиям, казахская девочка-подросток всегда имела при себе и в своем гардеробе хотя бы пару красивых цветных платков - тонких шелковых или теплых, которым она могла: 1) защититься от внезапно испортившейся непогоды, ветра, дождя, либо, наоборот, от солнца и пыли, во время дальних перекочевок (когда элементарно она могла простудить уши); 2) прикрыть личико и свою богато украшенную дорогую тюбетейку от нежелательных взоров посторонних людей, если гипотетически ей придется оказаться/проезжать поблизости от толпы незнакомцев, тем более мужчин, и даже от "сглаза" чужих завистливых женщин (ее родной аул - это сообщество близкородственных людей, именно там только она чувствовала и вела себя более свободно).
3) Также нужно понять, исходя из элементарных представлений о повседневной жизни казахов в прошлом, что набросить платок , шаль поверх любой шапочки казахской девушке было необходимо когда наступало время для совершения ритуальной молитвы (намаз), посещения храма-мечети (если, например, семья оказывалась в городе, также на зимовке "кыстау", где казахи всегда стремились построить скромный молитвенный домик), либо если девочка посещает аульный мектеб,и, наконец, если она с родителями и родичами совершает "зиарат", т.е. посещает могилы своих предков, участвует в трапезах когда читают Коран. Во всех других случаях жизни казахская девочка могла ходить в своей любимой летней тюбетейке-такия, в холодное время - в красивых круглых шапочках, отороченных мехом ондатры или куницы, т.н. "камшат бөрік" (ничего не имеющих общего с нынешними "папахами" и грубыми лисьими малахаями).
(окончание следует)
Н.Нуртазина, историк
|